В Красноярском крае снизилось количество жалоб на навязанные услуги при кредитовании, сообщили в пресс-службе регионального отделения Банка России.
За 2023 год в Банк России поступила всего 81 жалоба на то, что банки, при обращении к ним за кредитом или займом требуют заключить с ними дополнительную услугу. Годом ранее таких жалоб регулятору поступило в 1,5 раза больше — 123.
«Навязывание услуг при покупке финансового продукта — это недобросовестная практика. В очном формате это может происходить, когда клиента убеждают, что ему недоступны продукты без приобретения дополнительных услуг, в онлайне это может быть сбой на сайте кредитора при отказе от допсервисов. Крайний случай — проставление согласия за клиента на дополнительные услуги без его ведома. С 2021 года запрет на такие практики действует в рамках закона „О потребительском кредитовании“», — отмечают в Банке России.
Заемщик обязан приобрести страховку на заложенную квартиру при покупке жилья в ипотеку, а вот все остальные услуги — необязательные. Также порой заемщику предлагают услуги юриста, телемедицины, подписки на онлайн-кинотеатры, смс-информирование. При этом в Банке России советуют тщательно изучить все предлагаемые услуги, так как они могут повлиять на стоимость кредита.
«У заемщика есть эффективный инструмент для отказа от ненужных услуг, оформленных вместе с кредитом или займом. Это „период охлаждения“, в течение которого можно подать заявление на отказ от услуги и получить обратно деньги без каких-либо штрафов. С 21 января 2024 года этот период увеличился с 14 календарных дней до месяца. Кроме того, кредиторы теперь обязаны включать цену всех платных сервисов в полную стоимость кредита и оповещать заемщика на следующий день после подписания договора, какие именно услуги он оформил вместе с займом и сколько у него есть времени, чтобы от них отказаться», — рассказал управляющий Отделением Красноярск Банка России Сергей Журавлев.