Поводом для рассмотрения в суде стало обращение депутатов Государственной думы Астраханской области, Верховного суда Удмуртии, а также ряда других судов общей юрисдикции и 38 граждан, полагающих, что новая редакция закона, принятая в декабре 2001 года, нарушает их право на досрочное получение пенсии. Как выяснилось, со дня вступления оспариваемого закона в силу право на пенсии по выслуге лет утратили граждане, работавшие в детских и медицинских учреждениях, являвшихся подразделениями госпредприятий (медсанчасти, детские сады, профилактории, и т.п.), преобразованных в 1992–93 гг. в результате приватизации в акционерные общества.
Точку зрения истцов поддержала представитель Государственной Думы в Конституционном Суде Елена Мизулина. Она объяснила, что "территориальные отделения Пенсионного фонда ошибочно толковали и неправильно применяли положения этого закона". Действительно, применением этих статей во время переходного периода в экономике России стало весьма проблематичным для людей, уже отработавших положенным законом трудовой стаж. Права этих граждан действительно нарушаются вследствие принятия данного нормативно-правового акта.
Как считает Елена Мизулина, эти нормы нацелены в будущее "дабы молодые врачи и учителя могли выбрать, получать ли высокую зарплату сегодня в частной организации или заработать право досрочного выхода на пенсию в госучреждении". Мизулина подчеркнула, что совершенно несправедливо применять оспариваемые нормы закона к гражданам, которым пришлось заканчивать свой трудовой стаж в приватизированных в соответствии с требованиями новой эконмической политики предприятиях.
Решение по данному вопросу КС вынесет в течение 2-3 недель в соответствии с установленными законом сроком.