Министр транспорта и связи Игорь Ливитин выступит с докладом по проекту модернизации автодорог. Концепция программы предусматривает корректировку принятой в 2001 году Правительством Российской Федерации Федеральной целевой программой "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)", включающей подпрограмму "Автомобильные дороги". Как сообщает правительственная пресс-служба изменение программы необходимо по слудующим причинам:
изменение основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, на основании которых разрабатывалась действующая программа;
принятие Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления", реализация положений которого требует пересмотра классификации автомобильных дорог общего пользования, системы управления и финансирования автомобильных дорог, перераспределения полномочий и ответственности за состояние дорожной сети между уровнями государственной власти и местного самоуправления;
резкое снижение объемов финансирования действующей программы в связи с проводимой налоговой и бюджетной реформами;
необходимость расширения планирования развития дорожной сети за 2010 год с учетом длительного инвестиционного цикла дорожных проектов (3-7 лет).
Новая программа предусматривает в 2005-2010 гг. :
проведение институциональных изменений в дорожном хозяйстве, реорганизацию системы управления дорожным хозяйством, преобразование системы финансирования дорожного хозяйства и подготовку необходимой законодательной и нормативно-правовой базы;
улучшение транспортно-эксплуатационного состояния дорожной сети (для федеральных автомобильных дорог расходы на решение этой задачи составляют около 220 млрд руб.);
реконструкцию наиболее загруженных участков дорожной сети на подходах к крупным городам и строительство обходов населенных пунктов, развитие автомобильных дорог в составе международных транспортных коридоров (около 250 млрд руб.);
ввод объектов незавершенного строительства высокой степени готовности (около 40 млрд руб.), завершение строительства внеклассных мостов (около 40 млрд руб., в том числе 20,5 млрд руб. заемных средств, возврат которых планируется обеспечить за счет взимания платы), реализацию пилотных проектов строительства платных дорог (около 100 млрд руб., в том числе - около 55 млрд руб. заемных средств и частных инвестиций).
В соответствии с выбранным вариантом общий объем инвестиций на реализацию мероприятий Программы в 2005-2025 гг. составляет 28 776,3 млрд. руб., из них: за счет федерального бюджета - 6015,9 млрд руб., за счет бюджетов субъектов Российской Федерации 11 034,7 млрд руб., за счет муниципальных бюджетов – 11 301,3 млрд руб., за счет внебюджетных источников - 424,4 млрд руб. Расходы на федеральные и территориальные дороги предполагаются в данном варианте в размере 16 880,0 млрд. руб., что соответствует показателям других стран.
Расходы по Программе в 2005-2010 гг. предполагаются в размере 5 150,1 млрд. руб., из них за счет федерального бюджета – 1 011,2 млрд. руб. (в том числе 808,1 млрд. руб. на федеральные автомобильные дороги), за счет бюджетов субъектов Российской Федерации - 1 877,2 млрд. руб.
В результате реализации Программы средние скорости движения на основных автомагистралях возрастут с 55-60 до 75-80 км/ч, транспортные издержки снизятся в среднем на 10-12%, улучшится экологическая безопасность автодорог и безопасность дорожного движения.
Пропускная способность наиболее загруженных участков возрастет в 2-3 раза, в среднем по сети - на 60-70%. Уровень загрузки дорог, в среднем по сети приблизится к величине, оптимальной по условиям удобства, безопасности и экономичности перевозок. Количество дорожно-транспортных происшествий снизится на 20-25%.
Протяженность сети автомобильных дорог общего пользования (в действующей классификации) возрастет с 592,6 тыс. км (по состоянию на начало 2003 г.) до 845 тыс. км.
Все населенные пункты получат постоянную круглогодичную связь с районными и региональными центрами и опорной дорожной сетью по дорогам с твердым покрытием.
Общий эффект от реализации Программы составит по оценкам около 111 трлн. руб. (более трех рублей на один рубль затрат, что соответствует показателям эффективности реализации аналогичных зарубежных дорожных программ).