По данным Фонда социальных инициатив и исследований Rambler, сегодня 80% всей почты составляет спам. E-mail как основной инструмент частной и деловой коммуникации теряет эффективность. По итогам 2003 года ущерб от массовой рассылки в России составил 200 млн. долларов, в мире – 10 млрд. долларов. Российские компании теряют в год от 50 до 200 долларов в расчете на одного сотрудника.
Законопроектом, в частности, предлагается внести изменения и дополнения в Федеральный закон "О рекламе" от 18 июля 1995 года. Согласно предлагаемым изменениям, допускается распространение рекламы путем рассылки сообщений электросвязи при условии, что рассылка не является массовой; сообщение может быть идентифицировано потребителем как рекламное без ознакомления с самим сообщением. Массовой признается рассылка сообщений более чем в 1 000 адресов в течение 24 часов, более чем в 10 000 адресов в течение 30 дней или более чем в 100 000 адресов в течение одного года.
Согласно проекту закона, распространение рекламы допускается при условии, что в сообщении указаны полное наименование, действительный почтовый и электронный адреса лица, в интересах которого осуществляется рассылка (рекламодателя), а также лица, фактически осуществляющего рассылку (отправителя). В тексте законопроекта также говорится, что потребителю должна быть предоставлена и в самом сообщении разъяснена возможность отказа от получения дальнейших сообщений, а отправитель обязан незамедлительно прекратить рассылку в адрес лица, которое обратилось к отправителю либо рекламодателю с требованием о прекращении рассылки.
Документ гласит, что деятельность операторов связи по предоставлению услуг связи и управлению сетью связи не может быть признана деятельностью по распространению рекламы. Распространение информации, в том числе коммерческих предложений, путем рассылки посредством сообщений электросвязи (включая факсимильные и иные сообщения) допускается с предварительного согласия адресатов. Сообщение признается направленным без предварительного согласия адресата, если иное не будет доказано заинтересованными лицами. Не допускается использование сетей телефонной связи для распространения рекламы посредством систем выбора и (или) набора номера без участия оператора (автодозвона).
Законопроектом вносятся изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях, в которых говорится, что использование сети связи общего пользования для массовой и иной незаконной рассылки сообщений электросвязи рекламного и агитационного характера, а равно осуществление рассылки в адрес лиц, обратившихся с требованием о прекращении рассылки, влечет наложение административного штрафа в размере от 300 до 1 000 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ).
Осуществление массовой рассылки сообщений электросвязи без предварительного согласия адресатов, способом, затрудняющим идентификацию отправителя или вводящим адресатов в заблуждение относительно характера сообщения или его отправителя, а равно с обходом средств защиты сетей связи наказываются штрафом в размере до 500 тысяч рублей, в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев. То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору, а равно должностным лицом — наказывается штрафом в размере до 500 тысяч рублей, в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2 лет, либо исправительными работами на срок от 1 года до 2 лет.
Однако, по информации BBC News со ссылкой на анализ интернет-фирмы Postini после вступления в силу с 1 января 2004 года в США федерального антиспамерского закона, массовой рекламы в США рассылаться меньше не стало. По данным фирмы, за месяц действия закона объем спама среди всего почтового трафика снизился с 80% до 79%. Как отмечают специалисты, действующие и потенциальные спамеры, несмотря на предусмотренные новым законом суровые взыскания, могут легко злоупотреблять предусмотренными допущениями, оговаривающими ситуации, когда коммерческие предложения по электронной почте могут быть позволены. Согласно американскому закону, фирмы могут безнаказанно рассылать рекламные письма, если в них указаны легальные координаты и получателю предоставляется возможность отказаться от дельнейшего получения рекламы. Отмечается, что эти положения дают много возможностей обойти закон. Помимо этого, многие спамерские фирмы как правило действуют вне правового поля США, регистрируясь за границей и используя иностранные каналы связи.
С подобными проблемами, связанными с практикой применения закона о спаме согласился в интервью корреспонденту ИА ИА REGNUM российский эксперт по информационной безопасности, пожелавший остаться неназванным. "Если это профессионал в сфере IT, то его найти сложно, даже иногда невозможно, - сказал он. Если только обратиться к тому, кто заказал ему спам-рассылку… Проблема еще и в другом: можно отправить 999, а не 1 000 сообщений, и не нести никакой ответственности. И что такое "1 000 сообщений": просто количество отправленных сообщений или же число тех людей, которые отказались от рассылки этого сообщения? Помимо этого, поправки в УК не будут иметь судебной перспективы. Состав преступления включает в себя 4 обязательных элемента: объект, субъект, объективная сторона и субъективная сторона. С тремя первыми проблем не возникнет, а вот доказать, что преступник знал, о том, что фирма отказалась от рассылки – невозможно. К тому же, опытный спамер скажет, что не он писал программу рассылки и не думал, что она превысит установленный порог. Очевидно, что закон надо было дополнить нормой о "массовой рассылке, вызвавшей перегрузку сети передачи данных, если это повлекло тяжкие последствия, либо крупный ущерб".