15 сентября в Президент-отеле Комитет Совета Федерации по бюджету провел под председательством руководителя комитета Евгения Бушмина парламентские слушания "О прогнозе социально-экономического развития РФ до 2007 года и параметрах проекта федерального бюджета на 2005 год". Об этом корреспонденту ИА REGNUM сообщили в пресс-службе верхней палаты российского парламента. С докладом на слушаниях выступил министр финансов Российской Федерации Алексей Кудрин.
"В четвертый раз проводятся такие общественные слушания", - сказал Е. Бушмин, открывая слушания. – "Сегодня практика деятельности Совета Федерации такова, что работа над проектом бюджета начинается уже в феврале. Предложения, которые нарабатываются в Совете Федерации, отражают, прежде всего, мнение регионов. В этом году основная работа началась в августе, после принятия Советом Федерации основных законов в налоговой сфере, которые внесли ясность в вопросы формирования доходной базы. Парламентские слушания Совет Федерации проводит в преддверии первого чтения проекта бюджета в Госдуме, которое запланировано на 29 сентября. Предложения членов Совета Федерации будут до этого срока оформлены и представлены в Госдуму. Резолюция сегодняшних слушаний и постановление Комитета СФ по бюджету и налогам должны войти составной частью в заключение, которое представит к первому чтению профильный комитет Госдумы", - сказал сенатор.
"Бюджет 2005 года должен отвечать тем вызовам, которые брошены нашей стране", - заявил Алексей Кудрин, предлагая увеличить расходы на оборону и безопасность. По его мнению, нельзя бороться с терроризмом на уровне эмоций, "здесь нужны хорошо продуманные, законодательно подкрепленные меры и высоко профессиональные средства".
Проект бюджета на 2005 год предполагает небольшой рост расходной части и по основным параметрам и выглядит следующим образом: доходная часть должна составить 3 326 млрд рублей (в 2004 году – 3 290 млрд руб), расходная часть – 3 047,9 млрд руб (в 2004 году – 2 703 млрд.руб). По сравнению с докризисным периодом (1997 год) доходная часть федерального бюджета России возросла на 62%, подчеркнул Кудрин. Однако надо повышать эффективность отдачи рубля, доверие к национальной валюте и быть готовым к самым непредсказуемым колебаниям мировых цен на нефть.
Согласно прогнозу Минфина, ВВП в 2005 году должен вырасти на 3,6%, инфляция снизиться до 8 процентов. Среднегодовой курс рубля к доллару США должен, по оценкам Минфина, составить соотношение один к тридцати. В целях повышения доходов всех уровней Правительство намерено проводить политику дальнейшего снижения налоговой нагрузки. Говоря о состоянии бюджетов субъектов Федерации, глава Минфина РФ констатировал наличие тенденции к существенному увеличению доходов регионов. Принципиальным в этом направлении, убежден Кудрин, является закрепление доходных источников за региональными бюджетами на долгосрочной основе. А на сегодняшний момент необходимы серьезные усилия государства, признал он, по выравниванию бюджетной обеспеченности регионов России. Около 65 процентов доходов страны, по данным Минфина, аккумулированы в десяти регионах – "донорах". Следовательно, межбюджетные отношения требуют дальнейшего реформирования.
Выступая на слушаниях, Кудрин также сообщил, что в 2005 году предусмотрено повышение заработной платы работникам федеральных бюджетных структур на 20%. Индексация зарплаты региональных бюджетных организаций будет проводиться в соответствие с решениями субъектов Федерации.
Кудрин отдельно остановился на вопросах формирования Стабилизационного фонда и выплаты Россией внешнего долга. Он считает, что благоприятная конъюнктура мировых цен на нефть позволяет России активно погашать сумму основного долга, тем самым автоматически уменьшая проценты по кредитам. В 2005 году будет выплачено 17,7 млрд долларов США в счет погашения основной суммы долга и 6,2 млрд составят проценты. При этом основной функций Стабилизационного фонда Кудрин назвал "стерилизацию избыточного денежного предложения в стране".
Не со всеми новациями в проекте бюджета на 2005 год согласна Счетная палата РФ, сообщил аудитор Владимир Пансков. С содержательной точки зрения у Счетной платы имеются серьезные замечания и предложения, в том числе по макроэкономическим показателям. В отношении роста ВВП и снижения инфляции Счетная палата считает оценки Минфина заниженными. Пансков подверг критике излишнюю централизацию финансовых средств, когда 58% доходов должны поступить в федеральную казну. Это ставит региональные и местные бюджеты в жесткую зависимость от федеральных налогов и сборов, подчеркнул Пансков. Особую тревогу Счетной платы вызывает рост сырьевой зависимости бюджета: более трети доходов страны зависит от колебаний мировых цен на нефть. Счетная палата настаивает на необходимости принятия концепции использования Стабилизационного фонда, который превышает 500 млрд рублей. Были высказаны также замечания по акцизной политике. Замечания и предложения Счетной палаты РФ по предложению Бушмина было решено учесть при доработке итоговых рекомендаций парламентских слушаний.
В рекомендациях Комитета СФ по бюджету отмечено, что бюджетная политика на 2005 год направлена "на поддержание общей макроэкономической стабильности" и предполагает переход от управления бюджетными затратами к управлению бюджетными результатами. Совет Федерации подчеркивает необходимость полностью компенсировать бюджетам всех уровней произошедшие изменения в их расходных обязательствах. В 2005 году, отмечено в рекомендациях, в результате изменения законодательства бюджеты субъектов РФ теряют 54,3 млрд рублей. Правительству РФ рекомендовано принять меры к досрочному погашению внешних долговых обязательств, усовершенствовать администрирование НДС, других налогов и акцизных сборов, а также рассмотреть возможность переоформления задолженности субъектов РФ по бюджетным ссудам с рассрочкой на десять лет.
Рекомендации будут скорректированы и дополнены по итогам всех выступлений на парламентских слушаниях. Комитет СФ по бюджету рассмотрит их на своем заседании 22 сентября 2004 года и направит в профильный комитет Госдумы.