Главная
>
Новости
>
Федеральный бюджет-2005: предложения правительства

Федеральный бюджет-2005: предложения правительства

27 сентября 2004 10:48
0

Ожидается, что 29 сентября Государственная Дума ФС РФ на пленарном заседании рассмотрит правительственный законопроект "О федеральном бюджете на 2005 год" в первом чтении. Как уже сообщало ИА REGNUM, нижняя палата российского парламента в лице экспертного совета думского комитета по экономической политике и предпринимательству раскритиковала основные параметры документа. Однако времени для исправлений остается крайне мало. Скорее всего, депутаты вместе с правительством будут корректировать законопроект уже в ходе рассмотрения в палате. К тому же, как заявляла глава экспертного совета Елена Панина, ввиду невозможности полной доработки бюджета, Госдуме необходимо при его принятии обязать правительство до 1 апреля 2005 года внести в палату измененный бюджет 2005 года по итогам показателей социально-экономического развития России в 2004 году.
Согласно основным параметрам федерального бюджета на 2005 год, представленным Минэкономразвития России, доходная часть бюджета должна составить 3 326,0 млрд. руб. или 17,7% ВВП (18 720 млрд. руб.), расходная – 3 047,9 млрд. руб. или 16,3% ВВП, профицит – 278,1 млрд. руб. или 1,5% ВВП. Рост ВВП по отношению к 2004 году составит 6,3%. Инфляция предусмотрена на уровне 7,5 - 8,5% (в 2004 г. – 10%). Средний официальный курс рубля к доллару США составит, по прогнозу, 30,0 руб.

Прогноз доходов бюджета

По сравнению с ожидаемым исполнением федерального бюджета в 2004 году прогнозируемые в 2005 году доходы увеличатся на 35,6 млрд. рублей. Однако доля доходов в ВВП снизится с 20,4% до 17,77%. Это относительное снижение доходов предусматривается в первую очередь за счет изменения налогового законодательства (на 258,2 млрд. руб. или 1,38% к ВВП); снижения прогнозируемой цены на нефть марки URALS с 31,2 до 28 долларов за баррель (на 131 млрд. руб. или 0,7% к ВВП); изменения структуры налогооблагаемой базы (на 88 млрд. руб. или 0,47% к ВВП).

Влияние изменения налогового законодательства

Главным образом, снижение доходной части бюджета прогнозируется в связи со снижением эффективной ставки единого социального налога (ЕСН) с сохранением регрессивной шкалы налогообложения (на 284,4 млрд. руб. или 1,52% ВВП). Другой причиной является введение принципа "страна назначения" по налогу на добавленную стоимость в отношении углеводородов и других товаров, экспортируемых в страны СНГ, и увеличение в связи с этим базовой ставки налога на добычу нефти и ставки налога на добычу газа горючего природного (на 8,6 млрд. руб. или 0,05% к ВВП). Снижение доходов бюджета на 6,3 млрд. руб. или 0,034% к ВВП прогнозируется правительством из-за снижения в среднем на 32% размера ставок вывозных таможенных пошлин по всем группам (за исключением топливно-энергетической). К тому же, за счет снижения налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, в результате увеличения ставок налога на добычу полезных ископаемых и снижения средней ставки ЕСН ожидается уменьшение доходов бюджета на 0,7 млрд. руб. или 0,004% к ВВП.
Увеличение доходов бюджета правительство предполагает за счет увеличения ставки налога на добычу нефти (на 19,7 млрд. руб. или 0,11% к ВВП). Речь идет об изъятии сверхприбыли при высоких мировых ценах на нефть. Помимо этого, за счет введения главы "Государственная пошлина" Налогового кодекса РФ и произведенной в этой связи отмены налога на операции с ценными бумагами, а также сбора за право пользования наименованием "Россия" и "Российская Федерация" (на 10,8 млрд. руб. или 0,06% к ВВП). Ожидается, что индексация ставок акцизов поможет наполнить федеральный бюджет 8 млрд. руб. или 0,04% к ВВП. К тому же, за счет увеличения налоговой ставки по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций российскими организациями с 6% до 9%, правительство планирует увеличить доходы бюджета на 3,3 млрд. руб. или 0,02% к ВВП.

Влияние изменения бюджетного законодательства

Изменение бюджетного законодательства увеличит доходы федерального бюджета, констатирует правительство. Прогнозируется, что основное влияние окажут передача 1,5% ставки налога на прибыль на федеральный уровень (увеличение доходов на 46,4 млрд. руб. или 0,25% к ВВП) и изменение норматива отчисления по налогу на добычу полезных ископаемых и регулярных платежей (на 44,9 млрд. руб. или 0,24% к ВВП).
Отсылая к Бюджетному кодексу РФ, правительство напоминает, что в соответствии с ним доходы, формируемые за счет превышения прогнозируемой цены на нефть, должны зачисляться в Стабилизационный фонд Российской Федерации. Предполагается, что в 2005 году общий объем фонда превысит 500 млрд. руб., что позволит использовать часть его средств на погашение государственного внешнего долга (167,99 млрд. руб.) и на финансирование дефицита бюджета Пенсионного фонда России, образующегося в результате сокращения ставки ЕСН (до 74,7 млрд. руб.).

Прогноз расходов бюджета

Расходы федерального бюджета на 2005 год предусмотрены в объеме 3 047,9 млрд. руб., что на 388,5 млрд. руб. (14,6%) превышает плановый уровень текущего года. В реальном выражении, т.е. с учетом инфляции, рост составляет 6,1%. При этом прогнозируется, что дальнейшее сокращение доли расходов, направляемых на обслуживание госдолга (с 10,8% в 2004 году до 8,3% в 2005 году), позволит опережающими темпами увеличить объем непроцентных расходов федерального бюджета. Ожидается, что эти расходы возрастут по сравнению с плановым уровнем 2004 года на 17,8% в номинальном и на 9,1% в реальном выражении. Отметим, что бюджетные расходы можно сгруппировать по приоритетным направлениям государственной политики. В этом случае, на обеспечение обороны и безопасности приходится 30,5% всех расходов бюджета, на расходы социальной направленности – 36,4%, на все остальное – 33,1%.

Федеральные целевые программы

При подготовке проекта бюджета правительством была проведена реструктуризация федеральных целевых программ (ФЦП) и Федеральной адресной инвестиционной программы. К финансированию в 2005 году предлагается 54 ФЦП, включающие 84 подпрограммы. Планируется также утвердить 9 новых программ и подпрограмм, завершив в 2004 году реализацию 13 программ и подпрограмм и прекратив реализацию 10 программ отраслевого характера, не финансировавшихся в последние годы. В 2005 году предлагается перевести ряд расходов капитального характера, ранее финансировавшихся по различным разделам функциональной классификации, в программную часть Федеральной адресной инвестиционной программы. Всего на финансирование ФЦП в 2005 году предполагается израсходовать 251,9 млрд. руб. (в 2004 г. – 174,3 млрд. руб.).

Расходы на оборону и безопасность

Существенно (с 27,5 до 30,5%) возрастет доля расходов, направляемых на финансовое обеспечение национальной обороны, национальной безопасности и правоохранительной деятельности. Прогнозируется, что расходы на Вооруженные силы РФ возрастут на 21,3% и составят 384 млрд. руб., расходы на мобилизационную подготовку экономики возрастут более чем в 3 раза и составят 3,5 млрд. руб. Размер ежемесячной надбавки за сложность и специальный режим военной службы военнослужащим – контрактникам увеличится с 70% до 120% оклада.
Финансирование органов внутренних дел увеличится на 10,8% и составит 120 млрд. руб., внутренних войск – 23,9 млрд. руб. (19%), органов безопасности – 61,9 млрд. руб. (27,7%), органов пограничной службы – 31,7 млрд. руб. (21,9%), органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ – 8,5 млрд. руб. (27%). Расходы на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, гражданскую оборону составят 22 млрд. руб. (рост 38,2%), на миграционную политику – 5,6 млрд. руб. (рост в 2,58 раза).

Расходы на социальную политику

Расходы социальной направленности (межбюджетные трансферты и социальная политика) будут увеличены при сохранении их доли в общем объеме расходов федерального бюджета на уровне 36,4%. Правительство прогнозирует, что несколько снизится доля расходов на отрасли социальной сферы, что в основном будет связано с передачей в рамках разграничения полномочий значительного числа учреждений и объектов в ведение органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Заработная плата работников бюджетной сферы, оплачиваемых по Единой тарифной сетке, будет проиндексирована с 1 января 2005 года на 20%. Тарифная ставка, т.е. оклад, первого разряда Единой тарифной сетки будет установлена в размере 720 руб. в месяц. При этом минимальный размеры оплаты труда (МРОТ) будет увеличен с 1 января 2005 года с 600 до 720 рублей. Минимальный размер стипендии, а также размеры стипендий студентам, аспирантам и докторантам федеральных государственных высших учебных заведений и научных организаций в 2005 г. предлагается сохранить на существующем уровне. В то же время предусмотрено выделение 2,6 млрд. руб. на улучшение материального положения учащейся молодежи. Порядок их использования будет установлен Правительством РФ.
Отметим, что согласно законопроекту правительства, в целом предлагается иное перераспределение доходов бюджета. По сравнению с 2004 годом фиксируется снижение госрасходов на общегосударственные вопросы (16% от всех расходов против 17,3% в нынешнем году); на национальную экономику (7,7% против 8%); на ЖКХ (0,2% против 0,3%); на охрану окружающей среды (0,1% против 0,2%); на образование (5,1% против 5,9%); на здравоохранение и спорт (2,7% против 2,8%); на социальную политику (5,6% против 6,1%). Увеличение госрасходов прогнозируется на национальную оборону (17,4% против 15,6%); на национальную безопасность и правоохранительную деятельность (13,1% против 11,9%); на культуру, кинематографию, СМИ (1,3% против 1,2%); на межбюджетные трансферты (30,8% против 30,7%).

Расходы, связанные с монетизацией льгот

Расходы, связанные с заменой натуральных льгот денежными выплатами, включая "социальный пакет", составят 173 014,2 млн. руб. Из них ветеранам – 39 424,6 млн. руб.; инвалидам – 116 295,3 млн. руб.; несовершеннолетним узникам фашизма – 3 744,1 млн. руб.; гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний – 9 331,5 млн. руб.; донорам – 3 465,8 млн. руб.; героям СССР, РФ и полным кавалерам ордена Славы, героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы – 752,9 млн. руб.
Объем расходов федерального бюджета в 2005 году, связанный с предоставлением "социального пакета" отдельным категориям граждан, составит 66 250,1 млн. рублей. Из них на обеспечение лекарственными средствами правительство предлагает выделить 50 791,7 млн. руб.; на санаторно-курортное лечение и проезд к месту лечения и обратно – 9 569,5 млн. руб.; на проезд льготных категорий граждан на железнодорожном транспорте пригородного сообщения – 5 888,9 млн. рублей.
Напомним, что в соответствии с Бюджетным кодексом России данный документ рассматривается Государственной Думой в четырех чтениях, после чего направляется в Совет Федерации.


REGNUM

Рекомендуем почитать