«Новый закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» действует в комплексе со 122-ФЗ о монетизации льгот, и с 95-ФЗ, который предусматривает разделение полномочий между федерацией и субъектами», – сообщила 11 августа на пресс-конференции начальник краевого управления социальной защиты населения Роза Зубкова.
По ее словам, 131-ФЗ принят в продолжение развития существующей Конституции РФ, статьи 133-135 которой предусматривают наличие в государстве уровня местного самоуправления. «Закон определяет полномочия органов местного самоуправления вплоть до поселенческого уровня, на котором в первостепенном порядке должны решаться вопросы, касающиеся социального жилья, дорог, определения мест захоронения, электро- и газоснабжения, охраны общественного порядка, формирования бюджета и другие», – сообщила Зубкова. Полномочия по соцподдержке категорий нетрудоспособного населения – детей, пенсионеров, инвалидов и т.д., государство взяло на себя и частично передало субъектам, поскольку люди не должны зависеть от наполненности местных бюджетов. «Для обеспечения льготников средствами из краевого бюджета необходимо знать, куда эти средства направлены, объем данной категории людей и состояние материально-технической базы, существующей в субъекте для обеспечения соцзащиты этих граждан», – пояснила Зубкова.
Согласно 131-ФЗ, от муниципальных органов на исполнительный уровень субъекта должна осуществиться безвозмездная передача имущества, на базе которого в муниципалитетах осуществляются функции социального обеспечения – приюты, реабилитационные центры, дома-интернаты, непосредственно управления СЗН. «В первую очередь предстоит передача собственности на краевой уровень, где определяется объем финансовых затрат и субвенций из бюджета для предоставления населению услуг на базе этой собственности, – заметила начальник УСЗН. – Затем до января 2006 года предстоит принятие краевого закона о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в социальной сфере».
Краевая власть обязана обеспечить равнодоступность этих услуг, контролировать целевое использование средств, организовать осуществление полномочий на базе краевых учреждений. «У нас есть 35 краевых госучреждеий, работающих под началом УСЗН», – отметила Зубкова. При этом основная задача власти – наряду с равнодоступностью повысить качество услуг согласно стандартам, заложенным в федеральном и краевом законодательствах. Кроме того, в территориях наряду с тратами из краевого бюджета муниципалитеты могут финансировать дополнительные виды социальной помощи из собственных средств.
«При такой модели, согласно которой собирается вся собственность, рассчитываются финансовые затраты с учетом принятого имущества, затем муниципалитеты наделяются полномочиями вместе с собственностью, одновременно происходят собственные затраты из своих бюджетов. Общая задача всех уровней власти – обеспечить повышение качества и гарантировать равнодоступность услуг всем по единым затратам и нормативам», – подытожила Зубкова.