Постановлением правительства РФ от 23 мая № 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам. Данные правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Новые правила заменят Правила предоставления коммунальных услуг, принятые в 1994 году. По просьбе ИА REGNUM данное постановление прокомментировал ведущий юрисконсульт Фонда "Институт экономики города" Дмитрий Гордеев.
"Новое регулирование направлено на устранение серьезного отставания их прежнего регулирования от положений Гражданского кодекса РФ и Жилищного кодекса РФ. Прежние Правила предоставления коммунальных услуг были приняты еще до введения в действие Гражданского кодекса РФ, - пояснил он. - В новых Правилах впервые на федеральном уровне урегулированы процедуры оплаты коммунальных услуг с использованием показаний общедомовых и индивидуальных приборов учета в различных комбинациях. Это позволит упорядочить порядок расчетов с использованием их показаний. Правила предусматривают и процедуру оплаты коммунальных услуг при отсутствии приборов учета. В приложении к Правилам содержатся формулы, которые будут использоваться исполнителями для расчета размера платы потребителей за коммунальные услуги. Правила дают определение коммунальных услуг, как деятельности исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающей комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях, а также устанавливают особенности продажи бытового газа в баллонах и твердого топлива при наличии печного отопления. В соответствии с Правилами, исполнителем может быть юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. В зависимости от выбранного собственниками помещений способа управления многоквартирным домом исполнителем могут быть управляющая организация, ТСЖ, ЖСК, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив. В случае же непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений, согласно Правилам, исполнителем может быть ресурсоснабжающая или иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы. Управляющая организация, ТСЖ, ЖСК отвечают за предоставление потребителям всех коммунальных услуг (в том числе газо-, тепло- и электроснабжения), предоставление которых возможно в связи с наличием в многоквартирном доме или жилом доме соответствующих внутридомовых инженерных систем. Основанием предоставления коммунальных услуг исполнителем всегда являются возмездные договоры с собственниками жилых помещений в многоквартирных домах или с собственниками индивидуальных жилых домов. При этом, согласно Правилам, потребителями коммунальных услуг являются все граждане, использующие коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности".
Как подчеркнул Дмитрий Гордеев, Правила устанавливают высокие требования к уровню качества коммунальных услуг: "В приложении к Правилам указана допустимая продолжительность перерывов или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и размеры снижения платы при нарушении параметров качества. В частности, не допускается отклонение давления и отклонение состава и свойств холодной воды от установленных санитарных норм и правил. При несоответствии состава и свойств воды санитарным нормам и правилам плата не вносится за каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета)".
Соответствующие требования установлены и для других видов коммунальных услуг. "Специальный раздел Правила содержит также порядок установления факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, - отметил эксперт. - Это, несомненно, поможет гражданам в отстаивании их прав".
Новые Правила также восполняют пробел в регулировании процедуры снижения платы при временном отсутствии потребителей по месту жительства. Перерасчет платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и газоснабжение, согласно им, должен производиться при временном отсутствии потребителя в жилом помещении более 5 полных календарных дней подряд.
Согласно Правилам, документом, подтверждающим временное отсутствие потребителя, могут являться: а) копия командировочного удостоверения или справка о командировке, заверенные по месту работы; б) справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении; в) проездные билеты, оформленные на имя потребителя (в случае если имя потребителя указывается в данных документах в соответствии с правилами их оформления), или их копии; г) счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их копии; д) справка органа внутренних дел о временной регистрации потребителя по месту его временного пребывания; е) справка организации, осуществляющей охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал; ж) иные документы, подтверждающие временное отсутствие потребителя.
"Для сравнения, ранее действовавшие с 1985 г. Правила пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР допускали снижение оплаты в случае отсутствия граждан свыше одного месяца. Новые правила устанавливают, что перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней на основании письменного заявления потребителя, поданного в течение месяца после окончания периода временного отсутствия потребителя. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия, подробный перечень которых поможет предотвратить конфликты с исполнителями", - пояснил Дмитрий Гордеев.
Правилами установлены основания и процедуры приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг. Такие меры возможны, в частности, при авариях, стихийных бедствиях и чрезвычайных ситуациях, неполной оплате потребителем коммунальных услуг, проведении планово-предупредительного ремонта, самовольном подключении потребителя к внутридомовым инженерным системам, использовании потребителем бытовых машин (приборов, оборудования) свыше допустимой мощности, неудовлетворительном состояния внутридомовых инженерных систем. При этом приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством РФ и договором, не допускается.
"Постановление Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307 имеет прямое действие на территории страны. Управляющие организации, ТСЖ или потребительские кооперативы, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления должны руководствоваться непосредственно утвержденными Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам. Жилищный кодекс РФ Правил не предусматривает принятия в развитие Правил дополнительных правовых актов регионального или муниципального уровня, - сообщил Дмитрий Гордеев. - От того, как быстро потребители изучат и начнут применять положения Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, зависит качество коммунального обслуживания".