7 сентября комитет Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству рекомендовал к принятию в первом чтении правительственный законопроект, предусматривающий увеличение штрафов с работодателей за привлечение нелегальных мигрантов, а также вводящий норму об уплате штрафа при нарушении правил оформления документов на временное пребывание, проживание, передвижение за каждого мигранта в отдельности. Кроме этого, на нарушения иммиграционных правил предлагается распространить принцип давности привлечения к административной ответственности сроком 1 год. Ко второму чтению будет изменен срок вступления закона в силу - не с момента опубликования, а с 15 января 2007 года.
Однако это не единственная законодательная инициатива в области миграционной политики, которая будет рассматриваться в осеннюю сессию нижней палатой российского парламента. Одна из них принадлежит Совету Федерации и детализирует процессы административного выдворения и депортации. Согласно законопроекту, решение о содержании иностранца (лица без гражданства), подлежащего депортации (например, не выехал из страны в отведенное законом время после аннулирования разрешения на временное проживание или сокращения срока временного проживания) или административному выдворению (нарушил закон), в специальном помещении органов внутренних дел или специально построенных для таких случаев центрах выносит суд. На это ему отводится не более 3 суток, а при необходимости задержания мигранта правоохранительными органами - не более 2 суток. Расходы на депортацию в действующем законе должен взять на себя сам гражданин либо работодатель, дипломатическое представительство, консульство, либо федеральный бюджет.
При административном выдворении суд может принять решение как о принудительном и контролируемом перемещении за российскую границу, так и о контролируемом самостоятельном выезде. Последнее допустимо, считают авторы поправок, если сам иностранец, либо работодатель, либо дипломатическое представительство готовы осуществить его выезд из России за свои средства. Впрочем, это предложение комитет назвал достаточно спорным, так как создается ситуация, когда ФМС не сможет контролировать исполнение наказания, что снижает его эффективность.
Отметим, что правительственный законопроект об усилении ответственности за нарушение порядка привлечения иностранных работников будет рассматриваться в первом чтении 13 сентября, проект, предложенный Советом Федерации, намечен на 15 сентября.