Энергетические кризисы в США и Великобритании заставили правительство РФ задуматься над возможностью подобных инцидентов в России. Известно, что в настоящий момент уже рассматривается проект постановления «О перечне и порядке оплаты услуг по организации и развитию Единой энергетической системы России», подготовленного Министерством экономического развития. Этот документ определяет за РАО ЕЭС функции главного регулятора и контролера энергосистемы в обозримом будущем. Многие склонны считать, что его окончательное принятие будет фактически означать конец реформы российской энергетики.
Генеральный директор Представительства РАО «ЕЭС России» по управлению акционерными обществами Сибирской части России «Сибирьэнерго» Андрей Кулаков прокомментировал ситуацию корреспонденту KNEWS:
«Я уверен в том, что вопрос тут не идет о сворачивании реформы. Скорее правительство решило все еще раз трезво проанализировать. Без сомнения, причиной для принятия постановления стала недавняя энергокатастрофа в Америке. Потому государственные эксперты наверняка будут просчитывать возможность чего-то подобного в России. Но, сразу могу сказать, наши и западные энергосистемы не являются аналогичными. Большой запас надежности в российские энергосистемы закладывался непосредственно при проектировании – у нас была и есть серьезная научная школа, которая этими проблемами занимается. Вот почему я считаю, что первоначальный шок от катастрофы в Америке поутихнет, и реформирование продолжится. В конце концов, у нас есть пример наших соседей, которые эту реформу закончили, тем самым только улучшив свою экономику. В Казахстане, например, правительство справилось с этой проблемой за год. Спустя какое-то время цены на электроэнергию у них упали в три раза. Логика здесь простая: стране нужен эффективный механизм энергоснабжения. Для этого необходимы новые технологии, новое оборудование. Тогда возникает вопрос: а где взять на это денег? Ответ: привлекать частные инвестиции. А что привлекает инвесторов? Солидные компании, с грамотными управленческими кадрами, с прозрачной системой уплаты налогов – то есть, общая логика развития экономики обуславливает необходимость реформы. Что касается Красноярского края, то в его случае правительство РФ имеет дело со следующими особенностями. Во-первых, он расположен в центре России и имеет солидные природные ресурсы. ГЭС Красноярского края в состоянии обеспечивать крупные предприятия дешевой электроэнергией. Они, кстати, в такой тесной связке и строились – я имею в виду ТЭК. И все это уже работает, от краевых властей требуется лишь следить, чтобы не было сбоев. С другой стороны, половина электричества в крае производится на ГЭС. А это значит, что при сезонных засухах у края могут возникнуть проблемы. Занять электроэнергии мы у соседей не можем. Сетевая связка с другими регионами у нас очень слабая. Сибирь в этом отношении самодостаточна. Но в последнее время становится ясно, что такая обособленность нам скоро выйдет боком. Особенно зимой, когда потребление электроэнергии идет по максимуму, становится ясно, что у красноярских энергосистем резерва уже нет. Для его создания нужно строить новые энергообъекты, развивать сетевое хозяйство. А для этого необходимы частные инвестиции – мы опять подошли к необходимости реформирования».
В целом, по словам Андрея Кулакова, он и его коллеги по отрасли с оптимизмом смотрят в будущее, несмотря на все энергокризисы.