Использование облигационных займов для восполнения бюджетного дефицита обойдется Красноярскому краю долгом более чем в 40 млрд. рублей. Об этом стало известно 13 ноября на заседании комитета краевого парламента по бюджету и налоговой политике. Начальник экспертно-аналитического отдела ЭПУ Законодательного Собрания Татьяна Миндеева отметила, что «дефицит бюджета большой, и такого у края пока никогда не было».
«Хотя на 1 января 2009 года наш госдолг был самым маленьким за последние пять лет — 1,5 млрд. рублей, в результате этого огромного дефицита на конец 2011 долговые обязательства края составят 43,1 млрд., — сказала она. — Плюс 4 млрд. потребуется на обслуживание долга в течение трех лет. Это произойдет за счет того, что в качестве основного инструмента покрытия долга край намерен использовать выпуск облигаций».
По словам начальника отдела, на фоне того, что правительство России планирует прибегнуть к такому же долговому инструменту, в успешности реализации данного плана есть некий риск. «Как мы будем с ними конкурировать — неизвестно, — подчеркнула Миндеева. — В случае значительного расхождения реалий с прогнозными показателями и с планами доходов существует риск возникновения просроченных долговых обязательств. При крайне неблагоприятных условиях, если мы получим просроченные обязательства в размере 30% собственных доходов, это может повлечь введение в регионе временной финансовой администрации». Фактически данная мера означает, что часть полномочий органов госвласти субъекта на определенный срок будет передана федерации.
Специалиста ЭПУ поддержала аудитор Счетной палаты Наталья Москова. «Согласно проведенному анализу, в результате необеспечения прироста ВРП, в том числе по причине приостановки инвестиционных проектов, краевой бюджет может недополучить порядка 16 млрд. рублей. Риски сохранения цен на цветные металлы на уровне октября текущего года могут обернуться для бюджета края недополучением только по налогу на прибыль более 9 млрд. рублей. Основным источником восполнения дефицита предполагаются заемные средства в виде облигаций и кредитов в коммерческих банках. Если объективно оценить сложившуюся ситуацию, вполне вероятно, что, не сумев разместить эти облигации, правительство встанет перед проблемой сокращения расходов», — заключила аудитор.
По итогам заседания председатель комитета Валерий Семенов предложил включить в решение комитета требование правительству дать оценку эффективности предоставляемых налоговых льгот, обосновать прогноз цен на цветные металлы и роста ВРП, предоставить подробную информацию по вводу в действие инвестпроектов и ожидаемой от этого прибыли с разбивкой по годам, а также предоставить информацию по росту коммунальных тарифов с учетом требований ФСТ.
«В феврале 2009 года уже все будет ясно, — заключил Семенов, — Мы прослезимся и будем принимать решения. А разбежка у нас небольшая — социальные обязательства должны быть выполнены в любом случае, остаются капитальные затраты и инвестфонд». Несмотря на высказанные замечания экспертов, комитет решил рекомендовать сессии рассмотреть проект бюджета в первом чтении.