Своевременному обеспечению сельхозпроизводителей Красноярского края топливом для посевной препятствует ООО «РН-Красноярскнефтепродукт» — дочерняя компания подконтрольного государству ОАО «НК «Роснефть». Об этом на заседании комитета по делам села и агропромышленной политике Заксобрания края заявил министер селького хозяйства края Леонид Шорохов.
Он сообщил, что правительство РФ поручило «Роснефти» выделить аграриям Красноярского края определенные лимиты топлива по сравнительно низкой цене. Так, на март, апрель и май ООО «РН-Красноярскнефтепродукт» должно было зарезервировать около 28 тыс. т дизельного топлива по цене 11,5 тыс. рублей за т, а также около 10 т бензина АИ-80 по цене 10,9 тыс. рублей за тонну. Краевой минсльхоз предполагал, что большую часть этого объема сразу выкупит контролируемая региональным правительством компания «Красноярскнефтепродукт» (КНП), для того, чтобы развезти топливо по своим базам в разные районы края, что облегчило бы аграриям его приобретение. Однако руководство «Роснефти» отказалось продавать топливо КНП, сославшись на нежелание «кормить коммерсантов». В итоге закупочная кампания в марте была фактически сорвана.
По словам Шорохова, это произошло из-за того, что «Роснефть» отпускала топливо только с трех баз, до которых не каждый мог доехать и дождаться своей очереди на получение зарезервированного объема ГСМ. Кроме того, «Роснефть» запретила использовать для загрузки сельхозпроизводителям возможности железнодорожной ветки, прилегающей в Ачинскому нефтеперерабатывающему заводу. По оценке министра, отпуск топлива в железнодорожные цистерны значительно ускорил бы снабжение аграриев и избавил бы их от необходимости стоять с бензовозами в долгих очередях.
Присутствовавший на заседании комитета генеральный директор ООО «РН-Красноярскнефтепродукт» Андрей Костюнин сначала пояснил, что отгрузка топлива в железнодорожные цистерны запрещена правительством. Затем, когда депутаты засомневались в том, что правительство правомочно ограничивать право покупателя топлива определяться с выбором способа транспортировки, Костюнин признался, что запрет на отгрузку в железнодорожные цистерны — инициатива головного офиса «Роснефти».
По поводу предположения Шорохова о том, что из-за образовавшихся на трех базах с резервным топливом очередей кампания по снабжению аграриев ГСМ будет сорвана, Костюнин заявил, что, вероятней всего, так и произойдет. По его подсчетам, вывести зарезервированные объемы топлива бензовозами за оставшееся до конца мая время нереально. В том случае, если какая-то часть топлива не будет вывезена с баз «Роснефти», топливо, по словам Костюнина, «сгорит». Именно так произошло, как он пояснил, с лимитами ГСМ на март, которые не были до конца выбраны.
В ходе развернувшейся дискуссии депутаты обвинили руководство ООО «РН-Красноярскнефтепродукт» в намеренном срыве закупочной кампании с целью извлечь спекулятивную прибыль. Так, по словам депутата Михаила Васильева, мартовские лимиты на топливо не могли «сгореть» — по его предположению, «Роснефть» в любом случае получила компенсацию выпадающих расходов, пропорциональную установленному лимиту топлива, которое предполагалось продавать по цене ниже рыночной.
По итогу обсуждения вопроса решено направить руководству «Роснефти» обращение с требованием разрешить отгрузку топлива в железнодорожные цистерны и требованием предоставить краю все невыбранные лимиты топлива.
Как сообщил Шорохов, вопрос об участии в закупочной кампании «Красноярскнефтепродукта» также может быть решен положительно. 17 апреля он намерен еще раз встретиться с Андреем Костюниным и убедить его позволить КНП выкупать зарезервированное топливо по доверенностям сельхозпроизводителей.