Главная
>
Новости
>
Поставлена точка в спорах о необходимости закона о торговле в России

Поставлена точка в спорах о необходимости закона о торговле в России

25 июня 2009 10:42
0

Законопроект «О государственном регулировании торговой деятельности в РФ» должен быть доработан и внесен в Государственную думу в течение десяти дней. Соответствующее поручение дал 24 июня премьер-министр РФ Владимир Путин по итогам совещания, посвященного данному документу.

Доработка должна производиться с учетом высказанных в ходе состоявшегося обсуждения замечаний, говорится в поручении. Открывая заседание, глава правительства напомнил, что долгое время велась дискуссия, нужен ли такой закон вообще. И если нужен, то какие вопросы в нем должны быть отражены. «То, чего нам точно не нужно, так это продолжения бесполезных споров в этой цепочке, потому что до тех пор, пока они продолжаются, будут ущемляться интересы потребителей. Поэтому полагаю, что сегодня необходимость правового регулирования этой важнейшей сферы экономической деятельности становится все более очевидной», — указал Путин.

Он уверен, что регулирование торговой сферы может стать вкладом в дело стабилизации на розничном рынке и назвал недопустимой ситуацию с ростом цен на продовольствие в условиях кризиса. Путин подчеркнул, что «у каждого участника процесса товародвижения своя правда, и торговые сети, как и поставщики, испытывают определенные сложности, которые связаны не только со структурой отношений на рынке, но и с общим состоянием экономики, с объективными факторами работы, кредитной политикой и прочими сторонами деятельности».

Между тем, заместитель министра промышленности и торговли Андрей Дементьев высказал мнение, что и новый закон не снимет все проблемы в отрасли торговли, но создаст основу для цивилизованного выхода из ситуации. «Даже принятие этого закона окончательно не снимет все проблемы, поскольку, по нашим оценкам, потребуется принятие, в том числе на уровне правительства, 15 нормативных актов дополнительно. Но это точно основа для цивилизованного выхода из ситуации, для создания системы торговли, которая решала бы важную задачу повышения качества жизни российских граждан», — подчеркнул он.

Напомним, последняя версия документа законопроекта «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» разработана Министерством промышленности и торговли, которое получило функции регулирования рынка торговли в наследство от бывшего Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ) в новом правительстве РФ, возглавляемом Владимиром Путиным.

Законопроект учитывает требования ФАС по порогу доминирования сетей на рынке, хотя фактически отменяет его: хозяйствующий субъект может быть признан доминирующим, даже если его доля ниже 35%. Ранее ФАС предлагала снизить порог доминирования торговых сетей до 15%, а в Москве и Санкт-Петербурге — до 5%, позднее же служба предложила отказаться от этого критерия и отталкиваться от оборота компании. Однако и в ходе состоявшегося 24 июня обсуждения производители вновь просили о закреплении нормы в 25% порога доминирования сетей на локальных рынках.

Министерство сельского хозяйства РФ, в свою очередь, ранее выходило с инициативой вписать в проект документа норму государственного регулирования торговой наценки на важнейшие продовольственные товары. Среди основных сохранившихся в законопроекте позиций — типовой проект договора на поставку сельхозпродукции, который, по предложению первого заместителя председателя правительства РФ Виктора Зубкова, будет утверждаться правительством. Закон также предписывает сетям оплачивать продовольственные товары в срок до 30 дней, а социально значимые — в срок до 14 дней.

Кроме того, закон фиксирует принципы саморегулирования в отношениях производителей продовольствия и ритейлеров. В настоящее время в федеральном законодательстве отсутствует комплексная регламентация взаимоотношений между лицами, осуществляющими торговую деятельность, с одной стороны, и органами государственной власти и местного самоуправления — с другой стороны.

Действующий в этой сфере указ президента N65 от 29 января 1992 года «О свободе торговли», а также положения федеральных законов «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» лишь частично регламентируют торговую деятельность, оставляя за рамками разграничений полномочий центра и регионов по регулированию торговли.

Сложившаяся правовая неопределенность приводит к тому, что в каждом муниципальном образовании, которых в РФ насчитывается около 24 тыс., действуют различные требования к организации и осуществлению торговой деятельности.

Рекомендуем почитать