Главная
>
Новости
>
Эстония должна русским "Тату" и "Мумий Троллю" миллионы крон

Эстония должна русским "Тату" и "Мумий Троллю" миллионы крон

14 января 2004 15:21
0

Глава издательской фирмы BGMD, представляющей в Эстонии ряд европейских музыкальных издательств Андрей Нечаев, комментируя ИА REGNUM ситуацию с защитой авторских прав россиян в Эстонии, назвал ее абсурдной. По его словам, "Эстонское общество авторов" (EAU) использует стабильный интерес жителей Эстонии к российской музыке как источник наживы. Основываясь на процветающей в обществе политике двойных стандартов по отношению к России, вместо защиты интеллектуальной собственности русских авторов EAU наносит им огромный ущерб, открыто покрывая музыкальное пиратство и фактически занимаясь вымогательством с русских артистов, гастролирующих в Эстонии.

"В настоящий момент EAU заключило соответствующий договор лишь с "Российским авторским обществом" (РАО), в которое входит около 20% российских исполнителей, в основном сошедших со сцены. РАО может принимать оплату авторских прав только за тех артистов, которых оно представляет, другие российские авторы и правообладатели не получают из Эстонии ничего. За рамками этого договора остались более десяти крупнейших российских издательских домов и организаций по представительству артистов и их прав, или 80% всей исполняемой русской музыки! EAU же каждого, кто использует в Эстонии музыкальную продукцию из России, облагает оброком на защиту авторских прав, это относится к любой радиостанции, любому магазину, мастерской или общественному месту, где звучит русская музыка, даже к такси. Тысячи организаций делают отчисления EAU на защиту прав российских авторов, исполнителей и издателей. Это очень серьезные деньги! Но до большинства русских авторов они так и не дошли!" - сообщает Андрей Нечаев.

Программный директор Sky Radio Сергей Шустров подтвердил ИА REGNUM , что у радиостанции заключен соответствующий договор с Эстонским авторским обществом, по которому производятся регулярные отчисления, определенный процент от рекламного оборота станции. По первому требованию радиостанция выдает Обществу и плей-листы. Такие же договора заключены радиостанциями "Raadio 4" и "Русское радио". Все радиостанции исправно отчисляют EAU весьма солидные суммы на защиту авторских прав за все русские песни, звучащие в их эфире.

Комментируя ситуацию с защитой прав россиян в эстонском радио-эфире, Андрей Нечаев привел в пример своих партнеров из России, представляющих известную русскую группу "Тату". "Издательство "Неформат", владеющее авторскими и издательскими правами на творчество "Тату", никаких отношений с "Российским авторским обществом" (РАО) или его эстонским представителем – EAU не имеет. Но в Эстонии использование их продукта на радио возможно только после предъявления чека об оплате их авторских прав. EAU дало радиостанциям "липовые" чеки - и деньги приняло, объяснив, что их партнер РАО представляет всех российских авторов скопом. "Неформат" не получил никаких отчислений в связи с тем, что EAU заявляют (или делают вид) что понятия не имеют, кто такие "Тату" и где их искать, а в списке исполнителей РАО они не значатся. После передачи студией "Неформат" прав на англоязычную версию альбома издательству Universal группа "Тату" появилась в списке европейских авторов. EAU моментально стало перечислять их авторские издательству Universal, которое перечисляет их непосредственно в "Неформат". При этом авторские отчисления за использование русскоязычной версии продукта по-прежнему остаются у EAU. Учитывая высокие тарифы EAU, долговременную популярность коллектива и высокую плотность ротации их песен в эфире эстонских радиостанций, недоплаченная сумма составляет несколько миллионов эстонских крон. Квалифицировать подобные действия в принципе должны правоохранительные органы, но права российских издателей в Эстонии никого не интересуют", - сказал Нечаев.

Директор "Эстонской организации по защите авторских прав" (ЕАКО) Ильмар Хярг (Ilmar Harg) сообщил ИА REGNUM, что, по его мнению, основным препятствием в деле защиты прав российских авторов выступает то обстоятельство, что фирмы и организации России, выпускающие кино-видео и музыкальную продукцию или представляющие артистов, не входят в международные организации защиты авторских прав. Он считает: "Это обстоятельство делает невозможным защиту их прав на территории Эстонии! (данное утверждение не соответствует действительности: российские издатели представлены практически во всех международных организациях - ИА REGNUM). В случае, если речь идет об исполнителях и авторах, входящих в широко известные концерны типа Universal Russia или Sony Russia, проблем с отчислениями не возникает".

Представительница Эстонской ассоциации фонограмм (EFA) Элизе Васамяэ (Elise Vasamae) в интервью ИА REGNUM подтвердила неудовлетворительное положение дел в вопросе защиты авторских прав россиян. Но по ее мнению, наоборот, необходимо наличие именно прямого договора, с российской ассоциацией которого у эстонской ассоциации фонограмм нет, а потому и речи о денежных отчислениях россиянам пока не идет. Васамяэ надеется, что в ближайшие годы такой договор будет подписан и вопрос лицензирования российской продукции в Эстонии будет урегулирован окончательно. Для ее ассоциации нет разницы, чью продукцию защищать – западную или российскую, так как организация действует на основании эстонских и международных законов, регулирующих эту сферу деятельности. Она признала, что на уровне ассоциаций общается с российскими коллегами – последняя такая встреча состоялась в октябре прошлого года.

По словам Нечаева, русская группа "Мумий Тролль", выступая в Таллине с концертами, обратила внимание на то, что в магазинах Эстонии свободно продаются их пиратские диски. Все диски имели чек об оплате авторских прав, выданный EAU. На претензию в EAU ответили, что привезшие эти диски в Эстонию бизнесмены заплатили на таможне необходимые отчисления за авторские права, а потому диски имеют законное основание продаваться в Эстонии, а проверять, законно или нет они были произведены в России, у EAU нет возможности. Но когда фирма BGMD направила в EAU составленный "Международной ассоциацией защиты авторских прав" подробный список, в котором причисляются все пиратские диски, включая российские, EAU стало прикрываться отговорками о нехватке в "Эстонской организации по защите авторских прав" людей и средств на проверку рынка компакт-дисков Эстонии. (По данным ИА REGNUM , в прошлом году совместно с полицией только ЕАКО провело более 40 рейдов по местам продажи контрафактной продукции, изъято более 40 000 пиратских компакт-дисков с западной музыкой). "Легализация контрафактных (пиратских) дисков и кассет с записями русских исполнителей превратилась для "Эстонского общества авторов" в неплохой бизнес. Ежегодно в Эстонии продается более полумиллиона единиц продукции с "русской музыкой", 99% из них контрафактные, легализованные EAU! А то что "Эстонское общество авторов" при поддержке "Российского авторского общества" наносит ущерб русским авторам, это не страшно! Сил на защиту своей интеллектуальной собственности у России, к сожалению, не хватает!" – утверждает Андрей Нечаев.

Как сообщил ИА REGNUM ведущий сотрудник Эстонского общества авторов (EAU) Тыну Каумана (Tynu Kauman), его организация выступила с новой инициативой и планирует подать в суд на организаторов концертов российских исполнителей. По его словам "на этом рынке ситуация очень запущена и нужен глаз да глаз". В качестве примера он привел концерт исполнительницы Кати Лель, большой сборный концерт с участием Глюкозы и ряд других массовых мероприятий, которые были проведены без разрешения со стороны EAU, а, следовательно, и без авторских отчислений в пользу EAU. Он надеется, что ситуация сдвинется с мертвой точки благодаря пониманию со стороны коллег, Российского авторского общества (РАО), и благодаря взаимодействию с международными организациями. Он сожалеет, что его Общество не имеет юридического права отменять концерты и мероприятия, которые не подпадают под действие Закона о защите авторских прав ЭР. То, что авторские и издательские права песен вышеупомянутых исполнителей переданы русским композитором Фадеевым российской фирме "Монолит-рекордс" и учтены при выплате фирме гонорара артиста, и то, что представлять интересы "Монолит-рекордс" у EAU нет никаких прав, Тыну Каумана не интересует.


REGNUM

Рекомендуем почитать