В отдаленных северных поселках Красноярского края до сих пор есть факты рабства, уверен уполномоченный по делам коренных народов севера в крае Семен Пальчин. Об этом он заявил 21 января на заседании комитета по делам севера и коренных малочисленных народов Заксобрания края.
Пальчин прочитал доклад по итогам своей работы за год, сказав, что положение 17 тыс. представителей коренных народов неудовлетворительно практически во всех аспектах жизни. Так, уполномоченный заявил, что большинство коренного населения севера живет в «ужасающей нищете» — об этом свидетельствует рост преступности на 25% только за минувший год, при этом основную долю преступлений составляют грабежи и кражи. Прожиточный минимум на Таймыре составляет 11,1 тыс. рублей, а коренные народы по всем направлениям социальной поддержки получают лишь 4,5 тыс. рублей.
Среди проблем Пальчин также назвал умирающие языки, высокую младенческую смертность, неспособность коренных народов при лове рыбы и охоте конкурировать с более хорошо технически укомплектованными вахтовиками и жителями городов. «Есть факты рабства в отдаленных поселках, когда за хлеб, бутылку водки у населения изымаются огромные объемы продуктов промыслов», — заявил Пальчин.
Уполномоченный по правам человека в крае Марк Денисов, общаясь по итогам выступления коллеги с прессой, предложил термин смягчить, назвав существующую ситуацию «элементами экономического рабства и эксплуатации», и пояснил, что речь идет о тех случаях, когда у населения продукты промыслов скупаются по несоразмерно низкой цене.
Депутаты, выслушав доклад, предложили уполномоченного выступить с конкретными законодательными инициативами. Запредседателя комитета Людмила Магомедова предложила Пальчину в следующий раз включать в доклад «не только плохое». В итоге доклад приняли к сведению.