На прошлой неделе, с 14 по 16 марта, в главном управлении образования администрации города Красноярска проходило региональное совещание Министерства образования, первое из намеченных на март-апрель этого года. Всего их будет семь - по одному в каждом федеральном округе. Как сообщает пресс-служба краевой администрации, участие в совещаниях примут руководители Управлений образования субъектов РФ, ректоры вузов, председатели советов директоров учреждений начального и среднего профобразования. Итогом этих форумов станут конкретные предложения в рамках программы модернизации российского образования, часть из них будут отражены в плане работы уже на следующий учебный год. Совещание Сибирского округа провел глава Министерства образования Владимир Филиппов. А участие во встрече приняли работники сферы образования из 16-ти регионов Сибири. Министр образования подчеркнул, что российское государство сейчас придает, как никогда, большое значение образованию своих граждан - в 2002 году, едва ли не впервые за все годы существования страны бюджет Минобразования превысил бюджет Минобороны. И в первую очередь, по мнению министра, необходимо обратить внимание на то, что российское образование нуждается в модернизации. При этом речь идет именно о постепенной модернизации, а не ломке системы. По словам Филиппова, этот процесс пойдет по трем основным направлениям: первое - реализация принципа доступности образования, второе - содержание образования и его качество, третье - повышение эффективности профессионального начального, среднего и высшего образования. Владимир Филиппов подчеркнул, что сейчас как в школьном, так и в дошкольном образовании необходимо придерживаться стандартизации. Дело в том, в настоящее время любой, у кого есть финансовые возможности, может издать какой угодно учебник. А школа вправе принять этот учебник в качестве основы для образовательного процесса, вследствие чего возникают пробелы в образовании и трудности при поступлении в вузы и средние учебные заведения. Министр также подчеркнул, что, несмотря на все внимание государства и увеличение финансирования, в школах сейчас порой не хватает элементарного - спортинвентаря, простейших наглядных пособий. Решить подобные проблемы в состоянии попечительские советы. В 2003 году должен быть принят закон о поддержке меценатства и попечительства в образовании и культуре, что существенно расширит возможности школ в поиске дополнительных средств на свои нужды. Что касается "двенадцатилетки", то, по словам министра, этот вопрос решен однозначно. Как сказал Владимир Филиппов, двенадцатилетнее образование - это не просто продление срока обучения. Вместе с этим должна измениться и структура образования. Таким образом, десятилетнее образование будет обязательным, а старшие классы - одиннадцатый и двенадцатый - станут профильными. В них школьники будут специализироваться по тем предметам, которые будут им необходимы для поступления и обучения в вузе по выбранной специальности. Кроме того, предполагается изменение системы выпускных и вступительных экзаменов - от нее уже отказались все страны мира. По словам министра, от этой системы будем отказываться и мы. Сейчас проходит испытание методики единого государственного экзамена, возможно, по итогам испытаний методика будет несколько изменена. Вместе с тем, по мнению министра, поступление в высшее учебное заведение - не должно становиться самоцелью. В стране и без того наблюдается явный перекос: около 80% выпускников школ поступает в вузы. В результате рынок специалистов с высшим образованием переполнен, а квалифицированных рабочих и техников катастрофически не хватает. Как сообщает пресс-служба краевой администрации, во время пребывания в Красноярске, Владимир Филиппов не ограничился проведением совещания. Он посетил кадетский корпус, выставку научных и образовательных учреждений края, познакомился с гимназией "Универс" и одной из школ-интернатов. Добавим, что министр отметил высокий уровень образования в Красноярске.