Компания ТНК-ВР, третья по величине нефтяная компания в России, подвела первые итоги работы с контрагентами. Напомним, в декабре прошлого года ТНК-ВР начала внедрять новую беспрецедентную технологию работы с поставщиками и подрядчиками. В ключевых регионах присутствия ТНК-ВР были созданы региональные Советы и конфликтные комиссии, которые должны были реагировать на жалобы поставщиков или подрядчиков, неудовлетворенных результатами конкурсов.
Формально подобные контрольные структуры существуют в других крупных компаниях и на государственном уровне. Новизна состояла именно в том, что руководство ТНК-ВР сделало конфликтные комиссии реальным рабочим инструментом. С самого начала все актуальные и потенциальные поставщики и подрядчики максимально широко оповещались о работе комиссий и возможности подать жалобу. Искренность намерений руководства ТНК-ВР подтверждали отзывы первых подрядчиков, чьи жалобы были рассмотрены и удовлетворены конфликтными комиссиями.
«Анализируя результаты, можно уверенно говорить, что идея сближения компании с контрагентами нашла отклик, — прокомментировал ситуацию исполнительный вице-президент по обеспечению бизнеса ТНК-ВР Анатолий Темкин. — ТНК-ВР, пожалуй, первой из российских компаний вышла за рамки привычного понимания взаимоотношений между заказчиком и подрядчиком, и предложила более широкий формат, который предполагает тесное партнерство и сотрудничество. Компания создала такую среду бизнеса, в которой подрядчик имеет реальные инструменты и возможности для отстаивания своих интересов и предложения своих инициатив. Это относится как к решению спорных вопросов в рамках деятельности конфликтных комиссий, так и к выработке правил взаимодействия на рынках материалов и услуг в рамках работы региональных Советов. Полученный опыт помогает нам вносить необходимые корректировки в соответствующие правила и процедуры, что позволяет подрядчикам и нам решать главную задачу — повышать эффективность и снижать затраты при закупке продуктов и услуг, требующихся в нефтегазодобыче».
В начале работы конфликтных комиссий процент удовлетворенных жалоб составлял около 40%, что подтверждает беспристрастность комиссий и актуальность проблемы. «Не удивительно, что в первые четыре месяца 2010 года поток жалоб в конфликтные комиссии возрос кратно. В нашей стране, где слово „жалоба“ обычно воспринимается исключительно в негативном контексте, подобный перелом психологии прошел не только для поставщиков, но и для региональных подразделений компании. Однако большинство руководителей региональных филиалов поняли и приняли новую философию ТНК-ВР — философию открытости и сотрудничества. Открытость и прозрачность, заложенные в основу нашей новой философии контрактования, безусловно, пойдет на пользу и всему рынку, будет способствовать росту числа потенциальных поставщиков», — заключил Темкин.
Форму жалобы в конфликтную комиссию и подробную информацию о работе комиссий можно найти на сайте компании. Заполненную форму жалобы необходимо для рассмотрения направить секретарю территориальной конфликтной комиссии в электронном виде.