Минтранс РФ подготовил федеральный законопроект о метрополитене, который не исключает, что предприятия подземки могут быть частными. Для этого компаниям надо будет только получить инфраструктуру в управление. Первым проектом, построенным в России в рамках нового закона, может стать московский монорельс девелоперской компании Crocus Group Араса Агаларова.
Сейчас метро не попадает ни в существующие законодательные акты о городском пассажирском транспорте, ни в базу железнодорожного транспорта, как это было в советское время. Более того, в законодательстве отсутствует само определение понятия «метрополитен», а параметры работы метрополитена определяет каждый город самостоятельно.
В законопроекте, который призван устранить этот пробел, в частности, говорится, что оплата проезда по согласованию сторон (госорганы будут заключать с метрополитенами договоры обслуживания) может быть потрачена на инвестиционные цели метрополитена. Проект закона не фиксирует, что исполнителем договоров обязательно должны быть госкомпании. Предоставлять услуги сможет любая организация, которая имеет в собственности или в управлении инфраструктуру, поезда, а также штат работников.
Новые нормы могут быть применены уже в ближайшие годы. Единственным частным проектом станции метро в России является «Мякинино», построенное при участии Crocus Group.
Сегодня метро есть в семи городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Самаре, Екатеринбурге и Казани. Общая протяженность линий составляет около 475 километров, а пассажиропоток — более 3,3 миллиарда пассажиров в год.