В окрестностях Шарыпово работает экспедиция германских и петербургских палеонтологов

26 июля 2012 11:35

Ученые из Боннского университета и Зоологического института Российской академии наук уже третье лето подряд приезжают в Шарыпово. Они исследуют местонахождение остатков животных среднеюрского периода мезозойской эры. Местонахождение было открыто 12 лет назад научным сотрудником Шарыповского краеведческого музея Сергеем Краснолуцким и расположено в районе карьера угольного разреза «Березовский» ОАО «СУЭК-Красноярск». По словам научного сотрудника Боннского университета Юлии Шульц, в пластах породы сохранилось богатое многообразие остатков рептилий, насекомых и млекопитающих. Последние особенно интересны, поскольку в юрский период млекопитающие были еще очень немногочисленны. Мест, где ученым удалось найти их остатки сохранными и в достаточно большом количестве, в мире единицы. Шарыповское местонахождение — уникальное для России. Еще три подобных есть в Англии, Северной Америке и Португалии.

По челюсти с зубами, обнаруженной на шарыповском местонахождении, уже описан новый вид хищного динозавра — Kileskus Aristotokus, который признан предком знаменитых тиранозавров. В этом году впервые удалось обнаружить в пластах породы хорошо сохранившиеся фрагменты скелетов рыб. Заведующий кафедрой териологии Зоологического института РАН, доктор биологических наук Александр Аверьянов считает шарыповское местонахождение особенным. На соседних угольных разрезах, которые также обследовали ученые, подобного изобилия и разнообразия следов древних животных не наблюдается. Возможно, на шарыповской земле в давнюю эпоху случился какой-то геологический катаклизм, который законсервировал пласты пород с остатками.

В краеведческом музее в Шарыпово под руководством Краснолуцкого из находок оформили палеонтологическую экспозицию. Ее главным экпоснатом является подлинный скелет стегозавра, найденный в окрестностях карьера. У скелета отсутствует череп, что пока не позволяет окончательно описать животное. Однако даже без него это уникальная находка — единственный скелет стегозавра юрского периода в России.

В Железногорске на раскопках похитили бивень мамонта