На сессии Законодательного Собрания Красноярского края депутаты рассмотрели предложенный правительством края законопроект «О внесении изменений в статьи 2 и 5 Закона края „О налоге на имущество организаций“». Необходимость принятия законопроекта была связана с обращением к правительству инвесторов Богучанского энерго-металлургического объединения (БЭМО) с просьбой установить с 1 января 2013 года льготное налогообложение.
Напомним, в 2008 году в условиях финансового кризиса строительство Богучанского алюминиевого завода было приостановлено, в 2010 году его возобновили за счет средств проектного финансирования «Внешэкономбанка». Но из-за отсутствия рабочего поселка для будущих работников завода строительство БоАЗа вновь может быть приостановлено. Это влечет за собой угрозу срыва пуска завода в установленные сроки. Как следствие, в зону риска попадает БоГЭС — ей грозит неполный ввод в эксплуатацию и отсутствие сбыта электроэнергии, что не позволит запустить запланированные девять гидроагрегатов. В итоге бюджет края может недополучить налоговые платежи как от БоАЗа, так и от БоГЭС. К 2020 году размер этих потерь может достичь 5 млрд рублей. С учетом социальной и экономической значимости успешной реализации проекта для края и страны в целом предлагается оказать поддержку строительству внешней инфраструктуры путем установления льготы по налогу на имущество организаций. Это позволит реализовать проект в установленные сроки. В обмен на налоговую льготу инвестор возьмет на себя обязательство собственными силами построить жилфонд, коммунальную, инженерную и социальную инфраструктуру. Общие затраты инвестора оцениваются в 4 млрд 162 млн рублей, выпадающих из доходов краевого бюджета.
По словам первого вице-спикера краевого парламента Валерия Семенова, любая льгота должна оцениваться с двух позиций — экономической и социальной целесообразности. «Данный закон целесообразен как с социальной точки зрения, потому что мы строим поселок, на который, может быть, никогда не были бы выделены деньги, — подчеркнул Семенов. — Надо понимать, что он строится для жителей Красноярского края. Тем самым мы побуждаем инвесторов, чтобы большинство людей, которые будут работать на заводе, а это более трех тысяч человек, были жителями края. Второй момент — мы понимаем, что без строительства этих объектов, а значит и обеспечения работников жильем, невозможно запустить производство в полном объеме. Если не будет поселка, не будет полная очередь, не будет полный объем, а значит не будут поступать налоги на доходы не только от Богучанского завода, но и от ГЭС, а также от железной дороги, от транспорта, от строителей, не будет развиваться социальная инфраструктура. Поэтому даже экономическая прибыль при учете принятия положительного решения о предоставления льгот составит около 5 млрд рублей дополнительно, сверх этой льготы. Это только прямой эффект от алюминщиков и энергетиков. А если приплюсовать все остальное, то эта сумма станет значительно выше».
«Мы с вами являемся свидетелями и участниками реализации исторического проекта по освоению Нижнего Приангарья, — сказал спикер Заксобрания Александр Усс. — Думаю, ни у кого нет и тени сомнения, что он должен воплотиться в жизнь. Обоснованность и стратегические перспективы этого проекта выверены в течение десятилетий. Другое дело — как и за чей счет он будет реализован. Напомню, что в свое время было заключено соглашение — бизнес должен построить завод, а край — построить поселок за собственный счет. Но эта схема достаточно рискованная. Если построить поселок, а завода не будет — что тогда? Поэтому в законопроекте и предложено строительство поселка инвестором за счет краевых, но еще не полученных средств».
В итоге законопроект был принят 32 голосами «за» при восьми «против» и пяти воздержавшихся. Депутаты также приняли постановление Законодательного Собрания края, в котором сформулированы рекомендации для принятия законопроекта во втором чтении.