На пятом, заключительном в этом году, заседании III сессии Законодательного Собрания Красноярского края был принят во втором чтении законопроект «О временных мерах поддержки населения в целях обеспечения доступности коммунальных услуг». Представлял его председатель комитета по промышленности и вопросам жизнеобеспечения Анатолий Матюшенко.
Напомним, сейчас уровень платы населения за коммунальные услуги от экономически обоснованных тарифов в среднем по краю составляет 88,9%. По отдельным территориям — в основном это районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности — уровень оплаты варьируется от 20 до 50%. Расходы краевого и местных бюджетов на указанные цели составляют порядка 4 млрд рублей в год.
При отмене ограничения роста платы за коммунальные услуги в среднем по краю индекс роста составит 136,15%, а по отдельным муниципальным образованиям платежи населения могут вырасти до 434,26%. Предлагаемый же законопроект ограничивает рост тарифов с июля 2013 года не более чем на 11%. Предлагается обеспечить компенсацию части совокупных расходов граждан при предоставлении коммунальных услуг за счет средств краевого бюджета. Также предусматривается компенсация части совокупных расходов граждан при предоставлении коммунальных услуг с учетом показателя их доступности в форме субсидии либо в форме социальных выплат. Поскольку вопросы тарифного регулирования, как и прогноз инфляции, решаются на федеральном уровне, а не на уровне субъекта РФ, предлагаемый законопроект старается сохранить существующие нормативы в прежнем формате хотя бы до 2016 года, чтобы не усложнять людям жизнь.
Далее депутаты продолжили обсудить темы жилищно-коммунального хозяйства, но уже в связи с расширением отдельных полномочий муниципалитетов в этой сфере. В частности, обсуждалось наделение органов местного самоуправления полномочиями по предоставлению субсидий на компенсацию выпадающих доходов организаций жилищно-коммунального комплекса края и на компенсацию части размера платы граждан за эти услуги. Это позволит обеспечить наиболее эффективную реализацию функций по предоставлению компенсаций выпадающих доходов. Контроль за осуществлением органами местного самоуправления госполномочий предлагается возложить на министерство жилищно-коммунального хозяйства края, службу финансово-экономического контроля края и Счетную палату.
Также органы местного самоуправления наделяются отдельными полномочиями по компенсации выпадающих доходов энергоснабжающих организаций, связанных с применением государственных регулируемых цен на электрическую энергию, вырабатываемую дизельными электростанциями.
Сегодня, например, в 12 муниципальных районах (Абанский, Балахтинский, Богучанский, Енисейский, Ермаковский, Кежемский, Мотыгинский, Северо-Енисейский, Таймырский Долгано-Ненецкий, Тасеевский, Туруханский, Эвенкийский) тарифы на электроэнергию, вырабатываемую дизельными электростанциями для населения, составляют от 17,8 до 31,5 руб./кВт*ч. Эти цены в 18–30 раз выше, чем в других территориях края. Для создания равных условий по оплате услуг электроснабжения подготовлен проект закона об установлении за счет средств краевого бюджета расходного обязательства, предусматривающего компенсацию выпадающих доходов энергоснабжающих организаций, связанных с применением государственных регулируемых тарифов на электроэнергию, вырабатываемую дизельными электростанциями для населения. Обсуждая этот законопроект, депутаты поставили перед министерством жилищно-коммунального хозяйства вопрос о целесообразности строительства мини-ТЭЦ на некоторых территориях, где есть, к примеру, сырая нефть. Это позволит сократить бюджетные расходы на доставку дизельного топлива.