В рамках юбилейного Х Красноярского экономического форума участники дискуссионной панели «Университеты как драйверы развития регионов и отраслей» рассмотрят вопросы оценки качества высшего образования в России. Модератором дискуссии выступит научный руководитель Института образования Высшей школы экономики Исак Фрумин.
По его словам, в последние годы образование меняется в лучшую сторону, однако в России до сих пор нет объективной, тонкой и эффективной системы оценки качества образования. «Советскую школу педагогики не интересовала реальность — ее интересовало должное и то, как это должное сформировать. Спустя годы эта научная школа разрушилась, а новая, современная, еще не возникла. Мы довольно долго эксплуатировали советское наследие и не залатывали дыры системно. Современное поколение очень мало вложило в то, чтобы радикально обновить гуманитарное и социально-экономическое образование в университетах — отсюда и результат», — отметил Фрумин.
В рамках дискуссии модератор планирует обсудить с участниками КЭФ-2013 ряд важных вопросов, касающихся взаимодействия регионов и университетов. «Прежде всего, хочется поговорить с коллегами о региональной роли университетов, так как у нас очень часто думают, что можно стать мировым лидером, куда-то поехав и выступив на международном форуме. Но если мы посмотрим на сильные вузы — они впечатаны в региональные экономические и социальные системы. И если университет способствует развитию своего региона как международно конкурентоспособного, то и сам университет становится международно конкурентоспособным», — пояснил научный руководитель Института образования Высшей школы экономики.
В мировой практике применяются различные подходы к оценке качества работы вузов: репутационный, результативный и общий. Однако в России до сих пор действуют весьма примитивные методики оценки качества образования. По словам Исака Фрумина, огромное разнообразие подходов и форматов содержания высшего образования сегодня лишь подтверждает необходимость разработки и введения в практику более тонких методов оценки качества. «К сожалению, у нас не работают и рыночные методы, потому что, в отличие от коммерческой компании, вуз не может разориться — ему платит государство. Здесь существует риск простых решений — к сожалению, последний мониторинг эффективности вузов показал, что у нас нет тонких инструментов. Я не брошу камень в огород Министерства образования, которое использовало грубые инструменты — если у тебя нет скальпеля, ты пользуешься топором. Но, безусловно, сегодня задача состоит в том, чтобы как можно быстрее найти скальпель. Очень долго молодежь не шла преподавать, не шла в науку, и поэтому сегодня качество образования, к сожалению, держится на людях достаточно преклонного возраста. И это не может не тревожить. Поэтому, на мой взгляд, главное, что сегодня можно сделать для повышения качества — резко обеспечить омоложение кадрового состава вузов продуктивными и высококомпетентными специалистами. И если мы здесь не сделаем сильных шагов, то через несколько лет будем говорить не просто о снижающемся качестве образования, а о качестве потерянном. Об этом я тоже надеюсь поговорить с коллегами на предстоящем форуме в Красноярске», — заявил эксперт.