15 февраля на панельной дискуссии «Государственно-частное партнерство: новые подходы» в рамках КЭФ рассмотрят возможности и ограничения современных моделей ГЧП в транспортном секторе, новые решения в развитии региональных авиационных узлов, а также вопрос инфраструктурных облигаций как механизма долгосрочного экономического роста.
Модератором выступит управляющий партнер московского офиса McKinsey в России Ермолай Солженицын. К участию приглашены: министр транспорта Российской Федерации Максим Соколов, директор департамента государственного управления регионального развития и местного самоуправления правительства РФ Лиана Пепеляева, первый вице-президент ОАО «РЖД» Александр Мишарин, исполнительный директор консалтинговой компании Strategic Aviation Solutions International (SASI) Стенли Райт, директор по развитию грузового бизнеса аэропорта Schiphol (Амстердам) Саскиа ван Пельт, директор в России и СНГ Lufthansa Cargo AG Кристиан Беккер.
Примером государственно-частного партнерства в транспортной сфере является реализованная в грузовом комплексе красноярского аэропорта «Емельяново» инвестиционная программа с участием частных инвесторов: компании «Интеррос» и группы компаний «Кратос», а также министерства транса РФ и Федеральной таможенной службы России. В рамках подписанного соглашения все стороны договорились объединить свои усилия для развития грузового терминала в аэропорту «Емельяново» для увеличения трансфертного грузопотока и конкурентных преимуществ аэропорта, а также реализации потенциала Красноярского края в развитии экспорта транспортных услуг. Бизнес вложил деньги в строительство и содержание современной грузовой инфраструктуры, обеспечил спецоборудованием и техникой, необходимыми для работы единого оператора по обработке грузов. Государство должно помочь создать условия, способствующие возврату инвестиций участников проекта.
Для авиакомпаний мира альтернативные транзитные маршруты через территорию России с посадкой в Красноярске позволят сократить время полета, а, значит, сократить затраты на топливо, увеличить оборачиваемость воздушных судов и производительность труда на единицу перевезенного груза. Для этого необходима либерализация правил, действующих в международной авиаиндустрии. Существующая нормативно-правовая база, регулирующая международные авиаперевозки, требует корректировки, поскольку не позволяет полностью реализовать имеющийся транзитный потенциал красноярского аэропорта. Впрочем, он может повторить судьбу многих аэропортов мира, в которых произошел резкий рост грузопотока. Например, аэропорты городов Анкоридж, Дубаи и Амстердам обрабатывают в год до 2,7 млн тонн грузов в первом случае, до 2 млн тонн грузов — во втором и до 1,5 млн тонн грузов — в третьем. Такой рост случился вследствие благоприятного климата, который создало государство для бизнеса в виде предоставления режима «открытого грузового неба». В России профильные государственные органы пока не предоставили режим «открытого грузового неба», поэтому иностранные авиакомпании не осуществляют коммерческую деятельность в «Емельяново». За 2012 год представители минтранса РФ должны были провести переговоры с властями многих авиационных администраций мира с целью изменения существующих соглашений.
О том, каких изменений удалось добиться, в ходе встреч расскажут участники панельной дискуссии КЭФ.