19 июня губернатор Красноярского края Лев Кузнецов принял участие в совещании о реализации приоритетных инвестиционных проектов в лесопромышленном комплексе, которое председатель правительства РФ Дмитрий Медведев провёл в Братске.
На совещании руководители федеральных органов власти, губернаторы и представители бизнеса рассмотрели проблемы лесной отрасли, меры, стимулирующие приток в неё инвестиций, а также выполнение решений президиума Госсовета, прошедшего в апреле этого года в Улан-Удэ под председательством президента страны Владимира Путина. Как отметил, открывая совещание, глава правительства Дмитрий Медведев, для поддержки отрасли на федеральном уровне сформирован перечень из 117 приоритетных инвестиционных проектов, для которых предусмотрены льготы, субсидируются проценты по кредитам, которые получены на модернизацию предприятий и создание высокотехнологичных производств, а также затраты на межсезонные запасы древесины, сырья и топлива. По словам главы правительства, эта практика показала свою эффективность, однако кардинального изменения состояния дел в ЛПК не произошло. С 2007 года из всего перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов реализовано лишь 27. Необходимы новые подходы, чтобы эти проекты стали более востребованными, чтобы появились эффективные экономические механизмы их реализации.
Ряд предложений, направленных на достижение поставленных задач, в ходе обсуждения внёс губернатор Красноярского края Лев Кузнецов. Он сообщил, что из 9 приоритетных инвестиционных проектов, реализуемых в лесном комплексе края, четыре уже запущены, три будут завершены в этом году. Общий объём инвестиций в них составляет 34 млрд рублей, создано 1,8 тыс. дополнительных рабочих мест. Активное участие в их реализации принимает Внешэкономбанк.
По мнению губернатора, активизировать развитие лесного хозяйства страны, и в частности Сибири, может введение для предприятий ЛПК льготных железнодорожных тарифов, по аналогии с теми, что действуют для сельхозтоваропроизводителей.
«Мы видим, что большинство инвестиционных проектов, особенно в Сибири, находится далеко от рынков сбыта. Учитывая, что только в январе железнодорожный тариф поднялся почти на 40%, на мировых рынках наблюдается общее снижение цен, а рубль укрепляется, продукция даже с высокой добавленной стоимостью становится неконкурентоспособной. Исключительный тариф как раз мог бы учитывать удалённость производителя от рынков сбыта и стимулировать развитие предприятий», — отметил глава края.
Лев Кузнецов также поддержал инициативу губернатора Иркутской области о пересмотре порядка финансирования из федерального бюджета лесоустроительных работ. Он подчеркнул, что имеющаяся оценка качественных характеристик лесного фонда часто не совпадает с реальным положением дел, а в отношении многих участков вообще не проводилась, что справедливо настораживает инвесторов. По действующей методике, чем больше площадь лесов, тем меньший объём финансирования на 1 га получает регион. Предлагается при распределении средств федерального бюджета между регионами расставлять приоритеты в зависимости от количества реализуемых приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Помимо этого, губернатор края выступил с инициативой установить исчерпывающий перечень документов для включения проектов в список приоритетных, а также дать право участвовать в отборе заявок организациям, реализующим инвестиционные проекты и в какие-то периоды показавшим убытки, не связанные с основным производством. К примеру, из-за этого ограничения в перечень приоритетных не включён Лесосибирский ЛДК-1 — стабильное предприятие, инвестирующее в своё развитие 1,5 млрд рублей.
Кроме того, на совещании обсуждалась возможность предоставления субсидий по кредитам для приоритетных инвестиционных проектов не на три года, как сейчас, а на более длительный период. Были высказаны предложения по усилению ответственности инвесторов за неисполнение сроков реализации приоритетных инвестиционных проектов. Подводя итоги заседания, Дмитрий Медведев призвал регионы активнее использовать механизмы государственно-частного партнерства в ЛПК, в частности, в вопросах создания энергетической, дорожной и коммунальной инфраструктуры.