25 июня члены комитета Законодательного Собрания Красноярского края по вопросам законности и защиты прав граждан рассмотрели предложение, поступившее от главного управления МВД РФ по Красноярскому краю. Речь идет о внесении изменений в закон края «Об административных правонарушениях» в части установления административной ответственности за семейно-бытовое дебоширство.
По словам заместителя начальника управления организации охраны общественного порядка — начальника отдела организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних ГУ МВД России по Красноярскому краю Андрея Куделько, анализ преступлений, совершенных на бытовой почве, показал, что более 30% от их общего числа относятся к категории тяжких и особо тяжких. В большинстве случаев совершению этих преступлений предшествовали семейно-бытовые конфликты — ссоры и скандалы на почве ревности. По статистике в 2012 году из 1557 преступлений, совершенных на почве семейно-бытовых отношений, 665 совершено в отношении женщин, 53 — малолетних детей, 88 — несовершеннолетних. При этом каждый второй человек, совершивший такое преступление, ранее привлекался к уголовной ответственности. Как сказал Куделько, проводить беседы и убеждать таких людей малоэффективно и работа с ними должна быть связана с мерами принуждения.
Поскольку сейчас вытрезвители упразднены, наряд полиции, приехав по вызову, может лишь забрать пьяного дебошира на три часа, провести с ним беседу и отпустить. «В последнее время прослеживается тревожная тенденция: все чаще преступления на семейно-бытовой почве совершают доведенные до отчаяния женщины, которые терпят-терпят, потом терпение лопается и они дают отпор домашнему тирану, заканчивается все это весьма печально», — добавил Андрей Куделько.
Сейчас на учете в органах внутренних дел состоят 3232 человека, допускающие систематические правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений, 2061 родитель, отрицательно влияющий на детей, 5870 лиц, злоупотребляющих алкоголем.
Привлечение семейных дебоширов к административной ответственности за мелкое хулиганство возможно лишь в тех случаях, когда такие действия были сопряжены с нарушением порядка в общественных местах и выражали явное неуважение к обществу. «В целях предупреждения в быту таких преступлений, как убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, представляется целесообразным предусмотреть санкции за семейно-бытовое дебоширство», — подчеркнул Куделько.
Законопроект предлагает установить для «домашних» дебоширов административную ответственность за «совершение в жилом помещении противоправных действий, выражающихся в создании конфликтной ситуации, устраивании беспорядка, сопровождающегося шумом, нецензурной бранью, оскорбительным поведением в отношении членов семьи или окружающих, если ответственность за эти действия не установлена Уголовным кодексом РФ или Кодексом об административных правонарушениях РФ».
Такая административная ответственность успешно применяется в Алтайском крае, Бурятии, Нижегородской области.
«Юридического понятия, как „дебоширство“, нет, но с точки зрения логики, здравого смысла идея главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Красноярскому краю понятна и нужна, — сказал председатель комитета по вопросам законности и защиты прав граждан Юрий Швыткин. — Это направлено на безопасность, сохранение жизни и здоровья населения края. Мы обратимся в экспертно-правовое управление Законодательного Собрания, в Красноярское региональное отделение Ассоциации юристов России, прокуратуру края с тем, чтобы они вынесли свое заключение о целесообразности закона».