8 октября на заседании комитета по промышленности и вопросам жизнеобеспечения Законодательного Собрания Красноярского края депутаты рассмотрели предложения правительства края по структурной реформе государственных автотранспортных предприятий. Концепцию реформы представлял министр транспорта края Сергей Еремин.
Министр указал на недостатки существующей структуры отрасли. Он отметил, что сегодня каждое государственное автотранспортное предприятие является самостоятельным юридическим лицом, что снижает возможность оперативного перераспределения технических и кадровых ресурсов. Из 61 муниципального образования в 23 отсутствуют краевые и муниципальные автотранспортные предприятия. Административная разобщенность препятствует формированию эффективных транспортных схем, обслуживанию маршрутной сети на основе единых маршрутов, эффективному использованию производственных площадей, различных видов техники. Зоны транспортного обслуживания не совпадают с границами ассоциаций районов края. Существуют проблемы финансирования отрасли бюджетами всех уровней, отсутствует возможность перекрестного субсидирования между отдельными юридическими лицами.
Министерство транспорта края предложило консолидировать на балансе ГП КК «Краевое АТП» подвижной состав, водителей и специалистов необходимой квалификации, производственные площади для ремонта и стоянки автобусов, диспетчерское управление, что позволит филиалам во всех района края более рационально использовать транспортные средства при участии в конкурсах. На базе существующих АТП предлагается создать 18 филиалов. По мнению разработчиков проекта, это повысит эффективность и конкурентоспособность предприятия в целом. В конечном итоге будут обеспечены оптимизация расходов краевого бюджета и стабильная занятость населения в городах и районах края. Предполагается обновить подвижной состав, что должно привести к сокращению расходов на ремонт автотранспорта, и снизить уровень загрязнения окружающей среды за счет планомерного перехода на газомоторное топливо.
При обсуждении проекта депутат Виктор Кардашов выразил сомнение в отражении реального смысла представленной концепции словом «реформа». Парламентарий поинтересовался, почему создается филиальная сеть, финансируемая из бюджета, а не выставляется на торги, какова экономика проекта в разрезе отрасли. На непроработанность финансовых перспектив на презентации обратили внимание и другие депутаты.
Сергей Попов заметил, что проект пока носит декларативный характер. «Мы знаем, чем заканчивается у нас большинство реформ, — сказал депутат. — Создается новая управленческая структура, а качество работы остается прежним». Со своим коллегой не согласился Сергей Зяблов. «С этой реорганизацией мы запоздали на пятилетку, — признал он. — Есть закон, он обязывает нас обеспечить транспортную доступность, а государственный транспорт — нередко единственный в районах, обеспечивающий льготное обслуживание людей». По мнению депутата, идея реформы позволяет власти обеспечить свою социальную миссию. «У нас уже сейчас в некоторых местах автобусы тракторами возят, — напомнил Сергей Зяблов слова директора ГП КК „Красноярскавтотранс“. — Эта концепция — первая мера. Необходима централизация как путь к спасению государственного сектора транспортной отрасли».
В процессе обсуждения темы председатель комитета по промышленности и вопросам жизнеобеспечения Анатолий Матюшенко подвел итог. «Нам показали картинку, а дорожную карту, как сейчас модно говорить, мы не увидели. Сейчас мы прекращаем обсуждение. Готовьте новый презентационный пакет с учетом прозвучавших замечаний», — обратился он к министру. Новое обсуждение проекта реформы должно состояться в ноябре.