На заседании постоянной комиссии по природным ресурсам, экологии и природоохранной деятельности под председательством Юрия Захаринского депутаты рассмотрели проект закона «О краевой целевой программе «Геологическое изучение недр и развитие минерально-сырьевой базы в Красноярском крае на 2004-2006 годы». Докладчиком выступил первый заместитель начальника управления природных ресурсов администрации края Юрий Феклин.
Уточним, что данная целевая программа была разработана в соответствии с распоряжением Совета администрации края и ориентирована на положения программы социально-экономического развития региона до 2010 года. Целевая программа определяет дальнейшее развитие базовых (горнодобывающая, металлургическая, нефтегазодобывающая) отраслей края. Как считает Юрий Феклин, реализация данной программы позволит получить полное представление о минерально-сырьевой базе региона, годной для разработки.
Вместе с тем, по словам докладчика, финансирование целевой краевой программы до 2002 года проходило преимущественно из бюджетных средств. Объем финансирования краевой программы по годам составил: 117,3 млн. руб.(1998 г.), 192,3 млн. руб. (1999 г.), 441,1 млн. руб.(2000 г.), 428,5 млн. руб. (2001 г.), 128, 3 млн. руб.(2002 г.), 153,5 млн. руб.(2003 г.). За данный период были получены приросты запасов и прогнозных ресурсов по категориям железных и марганцевых руд, угля, медно-никелевых руд, редких металлов, золота, цеолитов, волластонита и подземных вод. Сырьевой потенциал золотодобывающей промышленности в 2001 году пополнился промышленными запасами рудного золота месторождения Титимухта.
В настоящее время, по словам Юрия Феклина, основной целью этой целевой программы является сбалансированная подготовка и развитие минерально-сырьевой базы, обеспечивающей рост экономики и повышение инвестиционной привлекательности Красноярского края. В частности, по словам докладчика, для выполнения запланированных мероприятий необходимо обеспечить поддержание сырьевой базы для предприятий действующих секторов региональной экономики (газовая, железорудная, золотодобывающая промышленность и т.д.). Кроме того, следует подготовить сырьевую базу для новых перспективных секторов экономики (нефтегазодобывающая, редкометалльная, алмазодобывающая промышленность, промышленность нерудного сырья), создать научно-аналитическое и инфраструктурное обеспечение минерально-сырьевой базы и охраны геологической среды.
Стоит отметить, что всего для реализации данной программы на 2004-2006 годы было предусмотрено 543 781 тыс. руб. Законом края «О краевом бюджете на 2004 год» лимит финансирования мероприятий по программе предусмотрен в объеме 169 875 тыс. руб. По словам докладчика, основной проблемой для реализации программы является снижение объема финансирования работ из федерального и краевого бюджетов. Между тем, несмотря на предложения Юрия Феклина - в 2004 году сохранить паритетные объемы финансирования федерального и регионального бюджета, парламентарии возразили, что край не обязан финансировать проведение геологоразведочных работ, так как это не входит ни в сферу культуры, образования или здравоохранения. В частности, представители экспертно-правового управления обратили внимание докладчика на «…отсутствие в проекте Закона и пояснительной записке к нему ссылок на соглашение Совета администрации края и соответствующего федерального органа власти относительно порядка и источников финансирования государственных полномочий в области недропользования…». Отсутствие таких ссылок, по мнению экспертно-правового управления, не позволяет дать экспертную оценку по вопросу обоснованности финансирования за счёт краевого бюджета некоторых мероприятий, предусмотренных целевой программой.
В результате совещания депутаты решили внести ряд изменений в проекте на рассмотрение губернатору края. К более предметному изучению этого документа комиссия намерена вернуться через неделю – на следующем заседании постоянной комиссии.