6 октября члены комитета по бюджету и экономической политике Законодательного Собрания Красноярского края обсудили осеннюю корректировку бюджета. С докладом выступил и.о. министра финансов края Владимир Бахарь. Он назвал корректировку традиционной и коротко обозначил ее основные цели. Среди них — отражение тенденций мировых рынков, поступлений из федерального бюджета, оптимизации штатной численности органов исполнительной власти. Кроме того, в главном финансовом документе края заложены дополнительные средства бюджетам муниципальных образований и уточнения расходов по мерам социальной поддержки.
Общая сумма доходов краевого бюджета в этом году увеличится на 4,1 млрд рублей и достигнет 147,6 млрд рублей. Дополнительные расходы составят чуть более 4 млрд рублей и с учетом изменений будут равны почти 180 млрд рублей. Дефицит уменьшается на 81 млн рублей — до 32,5 млрд рублей. По словам Бахаря, налоговые и неналоговые доходы краевого бюджета уменьшаются, а безвозмездные поступления из федерального бюджета увеличиваются. Среди неприятных потерь — сокращение поступлений от налога на имущество организаций, НДФЛ и акцизов. Положительная динамика наблюдается по налогу на прибыль организаций. Хотя, как признал Владимир Бахарь, это «не единственный источник формирования бюджета».
В рамках дополнительных федеральных средств в 2014 году, в частности, предусмотрено: 808 млн рублей — на оплату услуг ЖКХ отдельным категориям граждан; более 430 млн рублей — на приобретение и монтаж медицинского оборудования для краевого онкодиспансера; около 230 млн рублей — на реализацию мероприятий на ложе водохранилища Богучанской ГЭС; 147 млн рублей — на переселение граждан из аварийного жилищного фонда; более 130 млн рублей — на возмещение части затрат сельхозтоваропроизводителей реализованное товарное молоко.
В рамках дополнительного финансового обеспечения предлагается выделить: почти 690 млн рублей — на сбалансированность бюджетов муниципальных образований края; 520 млн рублей — на субвенции муниципальным образованиям для поддержки населения и обеспечения доступности коммунальных услуг; более 230 млн — рублей на возмещение затрат, связанных с разницей тарифов на тепловую и электрическую энергию, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; порядка 230 млн рублей — в образовательную сферу; 136 млн рублей — на компенсации за непредоставление места в детском саду.
Свое заключение предоставила Счетная палата края. Согласно ее выводам, в законопроекте не предоставлена информация о перспективах исполнения прогноза социально-экономического развития края, а также расчеты налогов от предлагаемых изменений. Среди других замечаний — отсутствие порядка предоставления дотаций на сбалансированность бюджетов МСУ, риски привлечения кредитов от других бюджетов бюджетной системы РФ. Кроме того, законопроект содержит инициативные расходы на сумму около 26 млн рублей. Вместе с тем Счетная палата отметила успехи во взаимодействии исполнительной власти с финансово-промышленными группами.
Свои замечания также высказало экспертно-правовое управление ЗС. В докладе экспертов сказано, что требования бюджетного законодательства соблюдены, но в плановом периоде не корректируются изменения по 2015 и 2016 году (хотя бюджет принимается на три года), не представлены изменения по показателям социально-экономического развития. Есть также замечания юридико-технического свойства.
Депутат Людмила Магомедова обратила внимание членов комитета на то, что почти по всем государственным программам края происходит увеличение расходов, и только по культуре идет снижение. Возглавляемый ею профильный комитет краевого парламента по образованию, культуре и спорту с пониманием отнесся к этим изменениям, но тогда встает вопрос: откуда возникли инициативные расходы? «Сейчас общая установка — новых обязательств не брать, — напомнила она Бахарю. — Мне бы хотелось понять, какие новые инициативные расходы берет на себя край».
Владимир Бахарь сказал, что речь идет об условно инициативных обязательствах. Во-первых, около 10 млн рублей предполагается выделить на решение проблемы, связанной с лишением граждан права собственности на земельные участки, расположенные в границах лесного фонда. Деньги, по словам руководителя минфина, пойдут на землеустроительные работы, чтобы осуществить перевод земель из лесного фонда в земли сельскохозяйственного назначения. Еще одна сумма — 15 млн рублей — это средства, необходимые для содержания ЗАГСов. Как оказалось, федерация не учитывает специфику края и бремя расходов ложится на краевой бюджет.
Затем члены комитета обсудили поправки, поступившие к законопроекту. Председатель комитета Андрей Самохин сообщил, что их три: одна от имени регионального правительства, другая от группы депутатов-аграриев и третья от депутата Владислава Зырянова.
Поправка, инициированная исполнительной властью, касается разных сфер. Во-первых, предлагается закрепить за правительством края полномочие по определению порядка предоставления и распределения трансфертов муниципальным образованиям на временное обустройство беженцев с Украины. По словам Владимира Бахаря, средства федерального бюджета будут направляться муниципальным образованиям для финансирования пунктов временного размещения.
Во-вторых, предлагается уменьшить средства краевого бюджета на инвестиции в уставной капитал юрлиц в целях реализации инвестпроектов и (или) на строительство объектов, обеспечивающих реализацию инвестпроектов. Также вносится предложение увеличить средства, направляемые на компенсацию части затрат по наращиванию поголовья северных оленей сельскохозяйственным производителям (около 1,4 млн рублей). Кроме того, в поправке правительства предусмотрено увеличение средствна проведение противоэпизоотических мероприятий, исследований заболеваний животных, вынужденной и профилактической дезинфекции и дератизации (500 тыс. рублей). Члены комитета поддержали эту поправку.
К предложению депутатов-аграриев коллеги отнеслись скептически. По словам Андрея Самохина, во второй поправке предлагается увеличить средства по госпрограмме «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014–2020 годы» за счет уменьшения общего объема средств, предназначенных для объектов капитального строительства.
Владислав Зырянов в свою очередь рассказал, что в Минусинске продолжается реконструкция краеведческого музея им. Н. М. Мартьянова. Уже потрачено 82 млн рублей, и в этом году должен был начаться второй этап работ. Но конкурсная документация не была подготовлена вовремя, поэтому сроки сдвигаются на 2015 год. Депутат предложил финансирование части работ, которые минусинцы обещают успеть сделать до нового года (2,3 млн рублей), оставить в текущем бюджете, а оставшиеся средства перенести на следующий период. По словам народного избранника, это будет наиболее эффективным расходованием средств, тем более что содержание недостроенного корпуса обходится ежемесячно в 50 тысяч рублей.
«Есть основания полагать, что средства не будут освоены», — возразил Владимир Бахарь и предложил провести конкурс на проведение работ уже после внесения краевого бюджета на 2015 год, то есть этой осенью, а начать финансирование со следующего года.
По итогам обсуждения депутаты приняли решение вынести корректировку краевого бюджета на сессию 8 октября.