Сегодня, 10 декабря, на заседании комитета по образованию, культуре и спорту Законодательного Собрания края депутаты рассмотрели проект закона «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, проживающих в муниципальных образовательных организациях». Он связан со вступлением в действие федерального и краевого законов «Об образовании».
Сейчас в крае действует восемь интернатов для детей с ограниченными возможностями здоровья. Проект закона предлагает наделить органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края соответствующими государственными полномочиями по обеспечению детей, проживающих в интернатах, питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. На реализацию законопроекта потребуется: на 2015 год — 13 млн рублей, на 2016–2017 — более 23 млн рублей ежегодно. Эти средства в бюджете края предусмотрены. Проект закона буден вынесен на обсуждение сессии Законодательного Собрания для принятия в двух чтениях.
Далее были рассмотрены вопросы, касающиеся объектов культурного наследия. Депутатам предложили согласовать включение десяти вновь выявленных объектов в единый государственный реестр и передачу в безвозмездное пользование нежилых помещений, являющихся объектами культурного наследия, структурам органов государственной власти края и МВД. Обязательным условием при этом является выполнение охранных обязательств, а с этим, как выяснили члены комитета, возникли большие проблемы. Согласование этих трех вопросов отложили в связи с некачественной подготовкой документов. Депутаты приняли решение создать комиссию для детального изучения вопросов и подготовки предложений.
О проекте стратегии развития системы кадетского и женского гимназического образования Красноярского края на 2015–2025 годы доложила министр образования и науки края Светлана Маковская. Начиная с 1998 года в крае развивается система кадетского и женского гимназического образования. В кадетских корпусах и Мариинских женских гимназиях обучается 2811 воспитанников (2265 кадетов и 546 гимназисток). Как считают авторы проекта, назначение стратегии — определение приоритетных направлений, ведущих механизмов, оптимальных условий и необходимых ресурсов, обеспечивающих динамичное развитие системы. Что касается развития сети образовательных организаций кадетского и женского гимназического образования, то основными задачами этого направления являются:
- открытие Мариинской женской гимназии-интерната в Железногорске, развитие инфраструктуры образовательных организаций в соответствии с государственными требованиями и нормами;
- капитальный ремонт мягкой кровли учебного корпуса Ачинской Мариинской женской гимназии-интерната, реконструкция столовой Шарыповского кадетского корпуса;
- реконструкция спортивного зала Кедрового кадетского корпуса; строительство спортивного зала Минусинского кадетского корпуса, спортивного школьного двора Ачинского кадетского корпуса.
После изучения депутатами проекта стратегии, внесения замечаний и предложений он будет предложен на рассмотрение сессии Законодательного Собрания.
На заседании также выступила старший помощник прокурора края Оксана Краснопеева. Она рассказала, что результаты прокурорских проверок свидетельствуют о распространенности на территории края нарушений федерального и регионального законодательства, устанавливающего порядок и сроки постановки на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилье и обеспечении их качественными жилыми помещениями.
Так, на территории более 20 муниципальных образований прокуратурой установлены факты несвоевременной постановки на учет лиц указанной категории. Только после вмешательства прокуратуры министерством образования в текущем году дополнительно поставлено на учет более 500 сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших 14-летнего возраста, не имеющих жилья. На 1 сентября этого года свыше двух тысяч сирот, достигших 18-летнего возраста и имеющих право на предоставление жилья в 2014-м, до настоящего времени им не обеспечено.
Для предоставления жилья сиротам, достигшим 18 лет, но не реализовавшим своего права, необходимо более 2,5 млрд рублей вместо 843 млн рублей, заложенных на эти цели в бюджете края на 2014 год. Ввиду недостаточности объема финансирования на средства, выделенные из регионального и федерального бюджетов в течение 2013 и первого полугодия 2014 года, жильем обеспечено лишь 896 лиц указанной категории.
Наряду с дефицитом бюджетных средств, предназначенных для приобретения жилья сиротам, сохраняется их неэффективное освоение органами местного самоуправления. Из направленных в прошлом году на приобретение жилья сиротам 830,6 млн рублей фактически освоено 621,4 млн. В течение первого полугодия 2014 года из запланированных в бюджете края 843 млн рублей освоено лишь 24%, или 209,8 млн рублей, жильем обеспечены 170 детей.
Между тем до настоящего времени не исполнено более 300 судебных решений о предоставлении жилых помещений сиротам. Факты приобретения для них некачественных жилых помещений в Большемуртинском, Ужурском, Эвенкийском районах, городе Шарыпово, а также неправомерной передачи жилья сирот третьим лицам в Балахтинском районе явились основанием для проведения следственными органами проверок в порядке статей 144–145 УПК РФ для решения вопроса о привлечении к уголовной ответственности виновных лиц.
Министр образования и науки Светлана Маковская пояснила, что выявленные недостатки можно условно разделить на три категории. Первая — это несовершенство законодательства в части постановки на учет. К примеру, раньше сироту не ставили на учет, если за ним было закрепленное жилье. Теперь норма существенно изменилась: если закрепленное жилье есть, но меньше нормы, то сироту обязаны поставить на учет. В 2012 году было принято 927 заявлений, а за 11 месяцев текущего года их уже более трех тысяч, и этот вал нарастает.
Вторая проблема — недофинансирование. Несмотря на то, что в краевом бюджете, начиная с 2012 года, средства на эти цели почти удваиваются, очередь растет стремительными темпами. В 2011 году было 142 судебных решения о приобретении жилья, а в 2014-м их уже 465. Средства в районах не осваиваются своевременно потому, что нереально купить в селе дом на аукционе, да еще и не свыше 33 квадратных метров.
Третья причина того, что выявлено много нарушений, — нехватка специалистов, которые должны координировать работу и осуществлять контроль. При этом по результатам прокурорской проверки более 40 сотрудников получили дисциплинарные взыскания.
После обсуждения члены комитета наметили ряд конкретных мероприятий. В первую очередь необходимо ускорить разработку краевого законопроекта о порядке предоставления жилья детям-сиротам. Наряду с этим для обеспечения своевременного предоставления качественных жилых помещений лицам указанной категории необходимо инициировать создание специализированного жилого фонда посредством строительства жилья. Для успешного решения данной задачи необходимо принять определенные меры, в том числе для увеличения объема федерального финансирования.