РУСАЛ увеличил операционную прибыльность и финансовые результаты в 2014 году. На это повлияло улучшение ситуации на алюминиевом рынке и ослабление национальной валюты. Чистая прибыль компании составила 293 млн долларов по сравнению с чистым убытком в размере 3 322 млн долларов в 2013 году.
В августе 2014 года компания успешно завершила рефинансирование своего кредитного портфеля, включая синдицированные кредиты и двусторонние кредитные договоры. Согласно условиям рефинансирования, компания имеет возможность отложить платежи по обслуживанию долга до января 2016 года. Тем не менее в декабре 2014 года РУСАЛ досрочно погасил долг в размере 300 млн долларов в дополнение к 53 млн долларов, выплаченных в 2014 году посредством механизма «cash sweep».
Соблюдение строгой производственной дисциплины, оптимизация закупок и развитие продуктовой линейки позволили РУСАЛу получить скорректированную чистую прибыль в размере 387 млн долларов в четвертом квартале 2014 года. Нормализованная чистая прибыль в 2014 году составила 870 млн долларов по сравнению с нормализованным чистым убытком 598 млн долларов в 2013 году.
Производство первичного алюминия снизилось на 6,6%, до 3601 тыс. тонн в результате успешной реализации программы по сокращению мощностей на наименее эффективных заводах компании. Себестоимость на тонну в алюминиевом сегменте снизилась до 1729 долларов в результате реализации инициатив, направленных на повышение эффективности производства, а также в результате снижения курса российского рубля и украинской гривны. Себестоимость на тонну в алюминиевом сегменте в четвертом квартале 2014 года достигла рекордно низкой за последние годы отметки в размере 1 671 доллара.
Доля продукции с добавленной стоимостью продолжила расти и достигла рекордных 45% в общем объеме выпуска алюминия по сравнению с 42% годом ранее.
«Динамика алюминиевого рынка в отчетном периоде была разнонаправленной, — пояснил генеральный директор РУСАЛа Владислав Соловьев. — В первом квартале цена на металл упала до практически самой низкой отметки за последние пять лет, однако уже к середине года на фоне растущего спроса и дефицита на мировом рынке без учета Китая ситуация заметно улучшилась. В четвертом квартале 2014 года в условиях резкого падения цен на нефть и укрепления доллара цены на многие сырьевые товары начали снижаться, в том числе цена алюминия, которая установилась на отметке ниже 1 900 долларов за тонну. В ситуации столь высокой волатильности РУСАЛ, чтобы вернуться к прибыльности, сфокусировался на ключевых элементах своей операционной стратегии: повышении эффективности, строжайшем контроле над издержками и наращивании выпуска продукции с добавленной стоимостью. Благодаря этим усилиям в отчетном периоде компания показала хорошие финансовые результаты. В частности, нормализованная чистая прибыль составила 870 млн долларов по итогам года против убытка 598 млн долларов годом ранее.
Последствия кризиса отрасли 2009 года преподали производителям хороший урок, и компания не планирует перезапуск остановленных мощностей вне зависимости от динамики цены на LME. Ответственный подход к производству является основой долгосрочного устойчивого развития отрасли, предотвращая кризисы перепроизводства. РУСАЛ сохранит текущие объемы выпуска алюминия с небольшим приростом за счет запуска производства металла на Богучанском алюминиевом заводе».
Мировое потребление алюминия в 2014 году по сравнению с 2013 годом увеличилось на 7% — до 55,2 млн тонн, преимущественно за счет более уверенного роста спроса в Северной Америке и Китае в четвертом квартале 2014 года. В то же время спрос на алюминий на быстроразвивающихся рынках, включая Россию, Латинскую Америку и Индию, был более сдержанным и в результате не достиг прогнозных оценок по итогам года.