Красноярский краевой суд не стал пока передавать в обращение государству почти полтысячи бриллиантов, обнаруженных в лифте. Напомним, инцидент произошел весной 2012 года — 34-летняя женщина нашла в лифте своего дома, расположенного в Железнодорожном районе, небольшой сверток, в котором находились мелкие прозрачные камни. Сразу заявлять о находке она не стала, решив сперва точно установить, что камни являются бриллиантами. Лишь после подтверждения, полученного от знакомого ювелира, женщина обратилась в полицию, чтобы найти владельца драгоценных камней. Всего в пакете находилось почти полтысячи небольших камней — первоначально сообщалось о 476. Их владельца установить так и не удалось.
Все это время изъятые бриллианты находились в камере хранения вещественных доказательств отдела полиции № 7, при этом по результатам проведенной проверки летом 2014 года было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по ст. 191 УК РФ (незаконный оборот драгоценных камней) в связи с отсутствием состава преступления.
Как указано в материалах краевого суда, прокурор Железнодорожного района обратился в суд с заявлением, требуя признать бесхозяйным имуществом 478 (по уточненным данным) бриллиантов, а также признать право собственности Российской Федерации на них и обязать полицию передать их в федеральное казенное учреждение Гохран. В сентябре этого года районный суд оставил это заявление без рассмотрения, разъяснив прокурору право разрешить спор в порядке искового производства«.
В частной жалобе представитель МУ МВД России «Красноярское» просил отменить определение суда как незаконное, указав, что драгоценные камни являются «группой объектов гражданских прав, ограниченных в обороте, представляют собой имущество, которое по общему правилу не допускает его отчуждение и передачу в рамках гражданско-правовых отношений, и могут принадлежать лишь определенным участникам оборота». Поскольку женщина, являясь физическим лицом, не вправе осуществлять какие-либо операции (владение, пользование, распоряжение, хранение, перевозку и т.п.) с бриллиантами, сотрудники полиции настаивали, что за ней не может быть признано право собственности, то есть спора о праве в силу действующего законодательства не имеется.
В итоге судебная коллегия не нашла оснований для отмены обжалуемого определения, а жалоба представителя МВД была оставлена без удовлетворения.
Добавим, в материалах Железнодорожного и краевого судов указано, что женщина также обратилась в суд с исковым заявлением к администрации о признании права собственности на находку в виде бриллиантов. В материалах Центрального районного суда есть информация о соответствующем иске к мэрии и полиции. Однако в карточке дела значится, что в его удовлетворении истице также отказано.