В России создадут центры помощи пропавшим и пострадавшим детям, сообщает «Парламентская газета». Предложение о создании во всех регионах страны подобных центров высказал уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов. Система должна функционировать по аналогу европейской организации Missing Children Europe, помогая в координации действий полиции и других ведомств, а также информировании населения. Работать она будет на базе Национального мониторингового центра, который занимается такой работой с 2015 года и уже ведет свою деятельность на территории Москвы. Финансироваться центры будут не государством, а за счет учредителей.
Предложение Павла Астахова уже рассматривается в Госдуме, так как для его реализации нужно серьезно поменять законодательство. Например, необходимо облегчить процедуру получения разрешения на отслеживание сигнала сотового телефона, принадлежащего пропавшему ребенку — ведь это зачастую единственная возможность быстро определить его местонахождение.
Председатель думского комитета по вопросам семьи, женщин и детей Ольга Епифанова сообщила, что повестка первоочередных вопросов готова для обсуждения. Помимо определения местонахождения ребенка с помощью мобильного телефона, предлагается выделить детей до 10 лет в особую группу, поиск которых велся бы с иными правовыми условиями. Кроме того, планируется совершенствование законодательства в области использования персональных данных в случае пропажи детей. «Каждый год в нашей стране пропадает 9 тысяч детей. Это огромная цифра, и мы должны вместе совершенствовать меры поиска пропавших детей», — призывает Епифанова.
Создание новой сети может быть полезным только в том случае, если полномочия между ней и уже существующими органами будут распределены, в противном случае это создаст ненужную забюрократизированность и отпугнет добровольцев, считает председатель исполнительного комитета «Российского союза спасателей», член Общественной палаты РФ Сергей Щетинин. «Должны быть понятные всем правила игры — и полиции, и МЧС, и социальным службам, и, конечно, волонтерским организациям», — заявил общественник.
Он также напомнил о законопроекте о волонтерстве, который находится на рассмотрении в Госдуме с 2013 года, однако пока не прошел даже первого чтения. По мнению Щетинина, это происходит из-за разногласий со стороны различных ведомств — одни считают, что документ должен напрямую регулировать эту деятельность, а другие требуют прописать в нем лишь меры и способы поддержки добровольцев. По мнению Щетинина, принятие специального закона могло бы способствовать решению многих проблем, с которыми сегодня сталкивается волонтерское движение, а ведь именно на его плечах часто лежит работа «в полях» по поиску пропавших детей.