Будущее России во многом зависит от развития ее городов, в частности — активного развития строительного сектора. Об этом шла речь в ходе круглого стола «Новая градостроительная политика», который состоялся 19 февраля в рамках 13-го Красноярского экономического форума.
Обсуждая вопросы развития России до 2030 года, участники КЭФ-2016 отметили, что именно в городах сконцентрирован человеческий и интеллектуальный потенциал. Для его раскрытия, для привлечения в города людей с высокими показателями активности, необходимо создать условия. Безусловно, для каждого города они будут уникальными. Но обязательным условием станет активное развитие строительного сектора. Однако реалии сегодняшнего дня доказывают, что строительная отрасль инертна. Несмотря на то, что к 2007 году во всех крупных городах практически не осталось земли, не обремененной правами третьих лиц, градостроительная отрасль по-прежнему в своем развитии движется очень медленно. В этой связи, по мнению большинства экспертов, единственным инструментом, позволяющим обеспечить гармоничное развитие городов, является градостроительная документация, на основе которой формируется новый стандарт градостроительной политики муниципалитетов России.
Красноярск как один из первых городов страны, который сформировал комплексный пакет градостроительной документации в современной истории, выступил инициатором проведения круглого стола «Новая градостроительная политика». В рамках дискуссии главы крупных российских городов, российские и зарубежные эксперты обсудили проблемные вопросы и представили предложения для формирования путей решения стратегически важных для развития строительной отрасли вопросов.
Так, обсуждая тему гармоничного, комплексного развития жилых районов, глава Красноярска Эдхам Акбулатов отметил, что на сегодняшний день многие города сталкиваются с проблемой несоответствия документов на строительство объектов проекту планировки и межевания территории. Более того, Градостроительный кодекс указывает, что это несоответствие не является причиной для отказа в выдаче разрешения на строительство. Ситуация усугубляется дефицитом площадок для строительства объектов социального назначения. При этом на сегодняшний день муниципалитеты не обладают правами для постановки на кадастровый учет земельных участков, предусмотренных проектом планировки и межевания под строительство социальных объектов. Также муниципалитеты не наделены правом на изъятие земельных участков для муниципальных нужд под строительство объектов социальной инфраструктуры.
«В Красноярске существуют микрорайоны частного жилья, например, Николаевка, Покровка, где требуется строительство объектов социальной инфраструктуры — школ, детских садов, лечебных учреждений, спортивного комплекса, учреждений культуры. На сегодняшний день законного механизма изъятия земельных участков под строительство этих объектов с соответствующей компенсацией нет. В этой связи необходимо законодательное регулирование. Мы сформировали ряд поправок в Градостроительный, Земельный кодексы и Федеральный закон „О государственном кадастре недвижимости“, которые позволят законодательно урегулировать сложные вопросы», — подчеркнул глава Красноярска.
Поддерживая эти инициативы, мэр города Новосибирска Анатолий Локоть отметил, что комплексная застройка — это тот вопрос, который сегодня стоит на повестке всех городов: «Новосибирск — рекордсмен, в городе в прошлом году было сдано рекордное количество квадратных метров жилья. Однако мы понимаем, что наряду с новыми жилыми районами в городе должны появляться сады, школы, поликлиники, спортивные комплексы... Принцип комплексности и гармоничности — это приоритет. Но у нас практически нет земли, не обремененной правами третьих лиц, а строить социальные объекты необходимо. Предложенные решения позволят городам регулировать сложные процессы, которые связаны с ограниченными правами местного самоуправления».
Следующей темой оживленной дискуссии стало несовершенство института экспертизы проектной документации и, как следствие, — качества разрабатываемой проектной документации. Это обусловлено тем, что экспертные организации не учитывают при экспертизе ранее разработанные проекты строительства. Данный пробел не позволяет подходить к освоению территории комплексно и приводит к нарушению прав владельцев смежных земельных участков.
Вячеслав Двораковский, мэр города Омска: «Должен сказать о том, что процессы, которыми управляют саморегулируемые организации, на наш взгляд, себя не оправдывают. Сейчас очень много издержек появилось в сфере экспертизы и проектирования. Много частных организаций выпускают документацию, которая не соответствует современным требованиям развития городов и урбанистки, и в целом имеет низкий уровень подготовки, содержит огромное количество ошибок. Предложение о создании единой общедоступной базы проектно-сметной документации, которая имеет положительные заключения экспертизы, является очень актуальным на сегодняшний день».
В рамках круглого стола особое внимание было уделено вопросам совершенствования практик развития застроенных территорий, использования типовых проектов при возведении объектов социальной сферы, сохранения исторического наследия.
«В Иркутске в рамках муниципально-частного партнерства мы смогли реализовать проект „130-ый квартал“. Сегодня — это визитная карточка нашего города. Логическим продолжением этой работы стал проект „Иркутские кварталы“. Принципы реализации проекта, как и в случае со „130-ым кварталом“, это сохранение исторического наследия в сочетании с новой архитектурой 21-го века, а также экологичность и многофункциональность. Проект реализуется за счет частных инвестиций, и это достаточно позитивный пример социально ответственного партнерства бизнеса и власти», — рассказал мэр города Иркутска Дмитрий Бердников.
Подводя итоги круглого стола, глава Красноярска Эдхам Акбулатов подчеркнул: «Наш круглый стол проходит параллельно с деятельностью рабочей группы комиссии Госсовета, которую возглавляет губернатор Красноярского края Виктор Александрович Толоконский. Рассчитываю, что рекомендации, которые мы выработали в рамках обсуждения на круглом столе „Новая градостроительная политика“ будут переданы для формирования плана работы по совершенствованию законодательства на федеральном уровне».