В Красноярске состоялось заседание Ассоциации сибирских и дальневосточных городов. Мэры обсуждали перспективы развития местного управления и взаимодействие с федеральными органами власти, развитие практик муниципально-частного партнерства, привлечение доходов в муниципальные бюджеты.
И.о. председателя Кемеровского городского Совета народных депутатов Николай Сенчуров отметил, что на сегодняшний день большинство проблем муниципалитетов связано с поиском дополнительных доходов и грамотным расходованием бюджетных средств: «Необходимо создавать условия для того, чтобы муниципалитеты зарабатывали деньги. Что можно сделать? В первую очередь, это административные штрафы. Они позволяют, прежде всего, обеспечить порядок и уже после — дополнить городскую казну. Однако не все так просто. Приведу пример на злобу дня: Верховный суд РФ отменил действие Административного кодекса в Кемеровской области, отметив, что работой по контролю соблюдения норм и правил парковки должны заниматься ГИБДД и Роспотребнадзор. А организации этими вопросами не занимаются. В итоге, горожане паркуют автомобили на детских и игровых площадках, не платят штраф за нарушение. Считаю, что необходимо четко определить норму, которая бы позволяла муниципалитетам регулировать подобные вопросы на местном уровне».
В рамках заседания особое внимание уделили развитию муниципально-частного партнерства. Учитывая, что большинство городов страны учатся сегодня быть эффективным в условиях дефицита, привлечение частных инвесторов к решению социально значимых вопросов является приоритетной задачей, отмечают в пресс-службе мэрии. Институт муниципально-частного партнерства находится на начальном этапе развития, на уровне разработки базовых концепций, формирования рынка и портфеля проектов.
Для Красноярска развитие механизмов муниципально-частного партнерства — один из приоритетов.
«Это практики развития застроенных территорий, которые требуют совершенствования законодательства в части внесения корректировок и дополнений в Земельный, Жилищный кодексы РФ. Это механизмы взаимодействия с частными детскими садами, которые также требуют регулирования и корректировки на уровне федерального законодательства. В частности, сегодня я озвучил предложение о внесении изменений в Федеральный закон „Об образовании“. Поправка в закон и корректировка санитарных норм позволят дать больше гарантий предпринимателям, которые занимаются этим видом деятельности», — подчеркнул глава города Красноярска Эдхам Акбулатов.
Обсуждая сложности внедрения практик муниципально-частного парнерства в соответствии с обновленным федеральным законодательством, Акбулатов разъяснил механизмы найденных в Красноярске решений спорных вопросов, в частности, в сфере пассажирских перевозок:
«Муниципалитет подготовил пакет документов для объявления в ближайшее время конкурса на право перевозок. Он полностью соответствует требованиям нового Федерального закона № 220-ФЗ. Хочу отметить, что этот закон предусматривает перевозку пассажиров как по регулируемым, так и по нерегулируемым тарифам. Безусловно, эта норма хороша для перевозчиков, но для муниципалитета нерегулируемые тарифы неприемлемы. Мы смогли решить данный вопрос путем организации конкурсных процедур в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ. Рассчитываю, что процесс формирования новой системы общественных перевозок, которая будет включать в себя также замену возрастного подвижного состава на обновленный автопарк, займет не менее 5 лет. Главное, чтобы этот процесс был последовательным».
Опытом внедрения проектов муниципально-частного партнерства поделился мэр Хабаровска, президент АСДГ Александр Соколов: «Начиная с 2003 года, большую часть внешнего облика Хабаровска нам удалось сформировать благодаря программам муниципально-частного партнерства. Были созданы парки, кинотеатры, спортивные комплексы, тротуары из брусчатки, подсветка, иллюминация... Были у нас и примеры, когда 100 % муниципального имущества на том или ином объекте строилось за счет частного инвестора. Сегодня мы продолжаем эти практики».
Итогом заседания Ассоциации сибирских и дальневосточных городов стал вывод о том, что на сегодняшний день преимущества, которые возникают при реализации муниципально-частного партнерства, позволяют муниципалитетам, бизнесу и городскому сообществу на правах партнеров выстраивать стратегию эффективного развития городов.
Ассоциация сибирских и дальневосточных городов (АСДГ) создана в 1986 году. «Деятельность Ассоциации, по сути, отражает историю всего муниципального движения в России. И сегодня, в достаточно непростой, но, тем не менее, стратегически важный период развития нашей страны, АСДГ является одной из результативных организаций, решающих актуальные вопросы местного самоуправления», — отметили в пресс-службе администрации Красноярска.