Жительница Красноярска, которую из-за кредитного долга сына оскорбил и унизил сотрудник банка, отсудила 12 тыс. рублей компенсации морального вреда.
Инцидент произошел зимой 2015 года. В квартиру к женщине пришел незнакомый мужчина, который назвался представителем банка «Авангард», и в оскорбительной форме потребовал заплатить деньги, которые ее сын задолжал учреждению. Также мужчина сказал, что она с сыном «уже являются украшением дома, и пусть все соседи знают, что у них в подъезде есть крысиная нора». Когда он ушел, женщина обнаружила на всех лестничных площадках подъезда и в кабине лифта приклеенные листы формата А4 с изображением ее и сына и надписью «Внимание! В доме завелась крыса. Обитает со своей матерью в норе...». Подпись содержала и другие оскорбительные фразы, а также адрес проживания женщины и фамилию, имя, отчество ее сына.
Женщина написала заявление в полицию о привлечении к ответственности оскорбившего ее сотрудника банка, но в возбуждении уголовного дела по статьям «Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью» и «Вымогательство» ей отказали.
Суд установил, что сын женщины действительно имеет кредитную задолженность перед АКБ «Авангард» в размере 20,2 тыс. рублей, а сама она клиентом банка не является и кредитных обязательств перед ним не имеет. При этом в ее квартире кроме нее никто не зарегистрирован. Поэтому суд пришел к выводу, что у банка не имелось правовых оснований приходить к ней с требованием погасить кредит.
«При этом оскорбления, прозвучавшие в ее адрес и напечатанные под фотографиями, носили унижающий честь и достоинство характер и причинили нравственные страдания. Кроме того, изображение истицы и ее персональные данные были размещены в общедоступном месте, стали известны широкому кругу лиц, чем были нарушены ее личные неимущественные права. При таких обстоятельствах суд признал исковые требования женщины обоснованными и в декабре 2015 года постановил взыскать в ее пользу с АКБ „Авангард“ (ПАО) компенсацию морального вреда в сумме 12 тыс. рублей. В апелляционной жалобе ответчик просил отменить судебное решение, заявив, что истица не представила доказательств причиненных нравственных страданий. Но Красноярский краевой суд, отклонив доводы жалобы как основанные на неверном толковании норм материального права, оставил решение суда первой инстанции без изменения», — пояснила пресс-секретарь суда Наталья Мишанина.