Теплоходные буксиры «Сильный» и «Упорный», входящие в состав эксплуатационного флота ОАО «Богучанская ГЭС», открыли летнюю навигацию 2016 года. Экипажи буксиров заняты проверкой состояния каждого звена боновых заграждений, защищающих бетонную плотину станции от приплывающей древесины и другого плавучего мусора. В работе участвуют четыре водолаза Воднотранспортного участка Гидротехнического цеха.
Боны, формирующие запань Богучанской ГЭС, изготовлены из стальных труб длиной 6 м и диаметром около 1 м. Трубы герметично заварены с торцов и объединены в секции по четыре штуки, после чего секции связаны стальными тросами в единую нить. На концах нити закреплены понтоны, изготовленные из труб диаметром около 2 м. Благодаря большей плавучести понтоны удерживают на себе вес тросов, которыми запань крепится к якорям и берегу. Запань и образующие ее плавучие конструкции предназначены для задержания, хранения и сортировки плавающей древесины, мусора и льда в специально отведенной части акватории водохранилища.
«Наши боновые заграждения эксплуатируются уже пятый год, — пояснил старший мастер воднотранспортного участка Сергей Козыренко. — За это время на некоторых трубах проявилась коррозия, где-то возникли протечки в местах сварки. При помощи водолазов мы откачиваем воду, а те немногие трубы, которые полностью утонули, извлекаем из воды и ремонтируем на берегу».
Водолазный катер «Гилюй», дислоцированный в верхнем бьефе ГЭС, подготовлен к навигации, в настоящее время на нем проводятся ходовые испытания. Сотрудники Воднотранспортного участка на небольших катерах проводят разведку в ближайших заливах Богучанского водохранилища и выявляют скопления древесины. В течение навигации 2016 года планируется собрать и вывезти эту древесину для последующей утилизации. Водолазный катер «Скат», предназначенный для работы в нижнем бьефе и доставленный на ГЭС в декабре 2015 года, подготовлен к проверке государственным инспектором и будет введен в эксплуатацию после получения официального разрешения.