Проект Схемы теплоснабжения Красноярска до 2033 года, который был направлен на утверждение в Министерство энергетики РФ после доработки ООО «Краевым инжиниринговым центром» (КИЦ), содержит ряд спорных решений.
По мнению специалистов СГК, в документе предпочтение отдано развитию неэффективных котельных, что противоречит одному из основных требований ФЗ — 190 «О теплоснабжении» — приоритета когенерации (одновременной выработки тепловой и электрической энергии). Ранее невыполнение данного требования стало одной из причин возврата Схемы на доработку Министерством энергетики Российской Федерации.
В новом варианте документа предложен ряд решений, дублирующих друг друга. В частности, для теплоснабжения микрорайона «Солонцы-2» и поселка Солонцы предлагается сначала подключить потребителей на обслуживание от ТЭЦ-3, а впоследствии переключить их на тепловые сети от котельной ООО «РТК», которые для этого необходимо построить. Такой вариант существенно увеличит капитальные затраты на строительство трубопроводов и приведет к необоснованному завышению платы за технологическое присоединение.
О нецелесообразности технических решений по теплоснабжению мкрн «Солонцы-2» от котельной ООО «РТК» ранее говорили эксперты Сибирского федерального университета. Ученые анализировали проект строительства трубопровода ООО «РТК» — мкрн «Солнечный» — мкрн «Солонцы-2» длиной 18 км и пришли к выводам, что его реализация крайне дорога и необоснованна. Однако в доработанном проекте Схемы теплоснабжения Красноярска строительство трубопровода не только не исключено, но и продлено до мкрн «Бугач» и уже насчитывает 30 км. В то же время, по информации презентационных материалов, котельная ООО «РТК» в настоящее время не располагает достаточным резервом тепловой мощности: прирост нагрузки — 495 Гкал/ч, резерв котельной ООО «РТК» — 226,9 Гкал/ч.
«Доработанный вариант Схемы предполагает подключение всех перспективных потребителей Железнодорожного района к котельной ЭВРЗ, что технически невозможно и очевидно потребует нерациональных капитальных затрат на развитие источника, системы транспорта теплоносителя. Более выгодным для потребителей является теплоснабжение района от Красноярской ТЭЦ-2, имеющей более низкую стоимость тепловой энергии», — отмечают специалисты.
Разработчики предлагают установку множества водогрейных котлов на ТЭЦ-2, что потребует высоких капитальных затрат на строительство дополнительного оборудования. Они необходимы лишь для регулирования «пиковой нагрузки», что случается в течение ограниченного количества часов в году. Более целесообразным является обеспечение пиковых периодов за счет включения электрокотельных, без дополнительных вложений в строительство.
При расчете тепловой нагрузки разработчик учитывает возможности котельных СФУ и Сибирский ЭНТЦ, потребители которых с 2015 года обеспечиваются тепловой энергией от Красноярской ТЭЦ-2, а котельные не работают.
В презентационных материалах не предоставлено экологическое обоснование доработанных замечаний.
Заявленное обеспечение конкуренции в сфере теплоснабжения Красноярска фактически отсутствует, так как сохраняется прежний принцип: потребитель присоединяется к наиболее близко расположенному трубопроводу, иной вариант ведет к росту затрат на технологическое присоединение. Потребители районов, запитанных от более дорогих источников, лишаются возможности оплаты тепла по более низким тарифам ТЭЦ.
Разработчики отказались предоставить полный пакет документов для полного анализа и внесения замечаний. Напомним, при разработке первого варианта Схемы теплоснабжения Красноярска до 2033 года все книги документа были опубликованы на сайте администрации Красноярска так, чтобы любой желающий мог ознакомиться с проектом.
По мнению специалистов Сибирской генерирующей компании, вариант Схемы теплоснабжения Красноярска, описанный в презентационных материалах, невозможно полностью реализовать в указанные сроки. Кроме того, капитальные затраты по некоторым проектам настолько велики, что окажут существенное влияние на прогнозируемую величину тарифа на тепловую энергию и платы за подключение.