Красноярские дорожные инноваторы вместе со скандинавскими коллегами разработали «самозатягивающийся» асфальт — смесь для устройства покрытий на автодорогах уникальна своей наноструктурой. Цена такого ноу-хау достаточно высока: погонный километр обойдется в 37 млн рублей. Однако, уверяют авторы, такие вложения более чем оправданы, так как расчетный срок службы покрытия — до 100 лет. Отметим, сейчас гарантия на построенные в Красноярске дороги составляет всего лишь 3 года.
Как рассказали Newslab.ru активисты от науки, после серии ЧП в различных регионах России, когда под некачественный асфальт проваливались машины и люди, они решили подойти к вопросу по-иному и выработали новую технологию разработки асфальта.
«Сошел снег, ямы оголились, и проблема стала настолько явной, что мы решили не прибегать к так называемому „латанию ям“, что улучшает ситуацию только на время, а разработать эффективное и надежное решение», — поясняет сотрудник НИИ асфальтостроения Фёдор Мейзон.
Разработка позволяет решить сразу ряд проблем. Во-первых, это покрытие сможет самостоятельно восстановиться — в буквальном смысле, затянуться на глазах (на это потребуется от 5 до 12 часов в зависимости от размера и характера повреждения). Например, яма глубиной 10 см и шириной 50 см восстановится всего лишь за 8 часов, то есть за ночь (или за день). Это исключает затраты на оплату труда дорожных рабочих и техники, которые обычно заняты на ремонте асфальта.
Во-вторых, это покрытие впитывает воду, например, осадки в виде дождя, а затем эта же вода и способствует процессу регенерации. Кроме того, на таком покрытии практически не задерживается грязь, также оно обеспечивает в 5 раз более лучшее сцепление, чем обычный асфальт.
По словам старшего научного сотрудника Скандинавского института техники и кибернетики Олава Кристиансена, это действительно прорыв в асфальтоукладке:
«Данный „умный“ асфальт не имеет аналогов на сегодняшний день и позволяет радикально решить проблему, ведь согласно статистике, каждое второе ДТП в Красноярском крае „происходит из-за неблагоприятных дорожных условий“. У нас с дорогами уже давно всё отлично, так почему бы нам не поделиться этой разработкой с нашими сибирскими коллегами».
Но, констатируют разработчики, все эти чудодейственные функции наноасфальта будут действовать только при «идеальных» условиях.
Средняя температура воздуха в течение месяца должна составлять − 37,5 °C, влажность — не менее 80 %, а интенсивность движения не должна быть выше 258,14 машин в час.
Отметим, авторы уже намерены протестировать разработку в Таймырском районе Красноярского края.
Они хотели бы заасфальтировать участок от села Сындасско до поселка Мунгуй.