В Красноярске проходит фестиваль инклюзивных практик, в рамках которого красноярские педагоги и воспитатели обсудят методики обучения детей с повышенными потребностями, а также обменяются опытом с американскими коллегами по созданию доступной среды для особенных детей, сообщили в пресс-службе главного управления образования администрации города.
В течение двух дней учителя школ и воспитатели детских садов примут участие в круглых столах, дискуссионных площадках и мастер классах, на которых расскажут о практиках социальной инклюзии, формировании инклюзивной культуры, а также поделятся опытом обучения и адаптации в социуме детей с особенностями развития. Ключевым событием фестиваля станет телемост с США, где красноярские педагоги обсудят передовой зарубежный опыт инклюзивного образования со своими коллегами из технологического университета штата Теннесси.
Главной целью мероприятия, отмечают в управлении, является тиражирование успешного опыта работы и максимальное вовлечение образовательных учреждений в работу с детьми с особенностями развития.
Напомним, сейчас в полном объеме или частично условия для обучения особых детей созданы в 35 школах и 44 детских садах Красноярска. Для ребят с повышенными потребностями открывают ресурсные классы, созданы сенсорные комнаты, логопедические пункты, приобретено специализированное оборудование. Учреждения могут инклюзивно обучать детей слабослышащих и слабовидящих, с проблемами опорно-двигательного аппарата, детей с задержкой психологического развития, умственной отсталостью, серьезными логопедическими проблемами.
В этом году на базе детских садов № 62 (Судостроительная, 163а) и 257 (Горького, 61) будут созданы консультационные пункты. Обратиться за помощью к специалистам смогут родители детей дошкольного возраста, с ребятами будут работать логопеды и дефектологи. Открытие центров запланировано на осень 2017 года.
Кроме того, продолжится развитие проекта «Коуч-центр» в рамках которого детям помогают «найти себя» и реализоваться во взрослой жизни. Ведется социальное сопровождение семей с особенными детьми с «домашним визитированием», кратковременным присмотром за детьми на дому, индивидуальными и групповыми занятиями на базе учреждений. Для родителей организованы занятия в «Школе для родителей», модернизированные библиотеки реализуют проект по доставке книг на дом — «Мобильная библиотека».
В физкультурно-оздоровительных комплексах созданы условия для занятий шахматами, шашками, настольным теннисом, футболом, атлетической гимнастикой, настольным хоккеем, дартсом, сидячим волейболом, пауэрлифтингом, армспортом, теннис-битом, плаванием. В настоящий момент ведётся работа по созданию единой системы по адаптивной физической культуре, которая предполагает переобучение специалистов отрасли.
«За несколько лет число особых учеников в красноярских школах увеличилось в несколько раз. Если в 2011 году в учреждениях получали образование 560 детей, то в текущем учебном году их число достигло двух тысяч. Инклюзия не может произойти мгновенно. Безусловно, это длительный и масштабный процесс и на это нужно время. Однако уже сегодня дети и взрослые с повышенными потребностями принимают активное участие в общественной жизни. В частности, почти 3,5 тысячи красноярцев занимаются физической культурой и спортом. В библиотеках, музыкальных школах, школах искусств, дворцах культуры, музеях также реализуется комплекс мероприятий по организации доступной среды. В 2017 году красноярцев ждёт фестиваль инклюзивных танцев, а в детском кинотеатре „Мечта“ будут показывать фильмы с тифлокомментариями и субтитрами для зрителей с проблемами слуха и зрения», — рассказала заместитель главы города Сергей Кочан.
Добавим, на 2017 год запланированы мероприятия по устранению препятствий на участках дорог Красноярска — устранение ям, выбоин, понижение бордюрного камня, проведение работ по укладке тактильной плитки, оборудование светофоров звуковой сигнализацией. Планируется повысить доступность объектов социальной инфраструктуры (школы, спортивные, культурные учреждения и т.д.), ведомственных объектов (больницы, поликлиники, интернаты, вузы) и объектов частной формы собственности (аптеки, торговые сети, банки и др).