В Красноярске открылся детский сад, где образование получают дети с тяжёлыми нарушениями речи, ДЦП, расстройством аутистического спектра. Как сообщили в пресс-службе главного управления образования городской администрации, это первое учреждение в городе, которое начало работать с воспитанниками с синдромом Дауна, их ещё называют солнечными детьми.
Ещё несколько лет назад воспитанники с таким диагнозом считались необучаемыми и не имели возможности посещать детский сад. Первым шагом на пути к инклюзии стала «работа над собой». Весь коллектив детского сада № 84 (пер. Тихий, 24) прошёл курсы повышения квалификации, была выстроена система внутреннего обучения, произошла смена целевых ориентиров. Перед коллективом стояла задача формирования «истиной инклюзивной культуры» — среды, в которой каждый ребёнок сможет получить образование, раскрыть свой потенциал. Очень важен, отмечают в пресс-службе, этап знакомства с семьёй — при первой встрече педагоги обсуждают ожидания родителей, их тревоги.
Сейчас дети с особыми образовательными потребностями могут посещать как отдельные занятия вместе с родителями, так и оставаться на несколько часов в группе кратковременного пребывания. За время работы с детьми воспитатели разработали специальные методики, игры, занятия. В группе «Солнечные дети», например, воспитатели используют социо-игровой приём «Встреча в кругу», педагог сама придумала и изготовила мультисенсорное пособие «Игровая поляна». Музыкальные занятия проводятся по принципу «Учимся, делая и творя» — дети не только слушают музыку, но и вместе сочиняют мелодии. В учреждении даже появился игровой центр «Космос», где ребятишками проводятся индивидуальные коррекционные занятия, например, нейропсихологическая гимнастика — детей учат ощущать своё тело, правильно дышать.
Руководитель главного управления образования Татьяна Ситдикова: «В настоящий момент более чем в 60 красноярских детских садах функционируют коррекционные группы, необходимую помощь получают почти 4 тысячи ребятишек. Помимо традиционных коррекционных групп в учреждениях начинают внедряться принципы инклюзивного образования. В 39 детских садах инклюзивно обучаются 84 ребёнка. Инклюзия подразумевает включение в образовательный процесс всех детей. Получение детьми с особыми потребностями образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах деятельности. Число инклюзивных дошкольных учреждений увеличивается. Так в прошлом году детские сады № 46 и 139 получили субсидии в размере 2 млн рублей на техническое переоснащение — в садиках оборудовали сенсорные комнаты, расширили дверные проёмы, переоборудовали туалеты, установили дополнительные поручни. В текущем году на получение средств из краевого бюджета претендуют ещё 7 учреждений».
Отметим, детский сад № 84 посещают 200 детей, около 40 из них — воспитанники с повышенными потребностями.
Дошкольные учреждения посещают не все дети с особенностями развития, более 300 дошколят находятся на семейной форме образования. В текущем году на базе детских садов № 62 и 257 будут созданы консультационные пункты, обратиться за помощью к специалистам смогут родители детей дошкольного возраста. С ребятишками будут работать логопеды и дефектологи. Открытие центров намечено на осень 2017 года.