>
>
«Нужны внятные механизмы»: краевые депутаты обсудили плюсы и минусы «мусорной реформы»

«Нужны внятные механизмы»: краевые депутаты обсудили плюсы и минусы «мусорной реформы»

10 апреля 11:17
10

Депутаты Законодательного Собрания подвели первые итоги «мусорной реформы» в Красноярском крае. Обсуждение темы прошло на совместном заседании комитетов по строительству и ЖКХ и экологии и природным ресурсам.

Итоги работы за первый квартал 2019 года представил новый министр экологии и рационального природопользования Павел Корчашкин. Он рассказал, что в 15 из 19 технологических зон региональные операторы приступили к своей деятельности с 1 января. В четырех технологических зонах реформа не запущена, региональный оператор не выбран. Сложность перехода на новую систему в этих зонах обусловлена климатическими особенностями, удаленностью населенных пунктов, отсутствием транспортной доступности и инфраструктуры по обращению с ТКО. В этих зонах услуга по утилизации мусора остается жилищной и оказывается на прежних условиях.

В планах министерства — создание мусоросжигательных установок в населенных пунктах с числом жителей более тысячи человек. Вместе с муниципалитетами министерство подбирает участки для создания необходимой инфраструктуры.

В целом в первом квартале графики вывоза ТБО практически налажены. В тех населенных пунктах, где мусор раньше не вывозили, региональные операторы отлаживают процесс регулярной очистки территорий. Главной причиной непредоставления услуги регоператорами везде является отсутствие оборудованных мест накопления ТБО. Обустройством площадок и установкой мусорных баков должны заниматься муниципальные власти, но у них на это нет денег. По словам министра, такая проблема есть и в других регионах, поэтому в ближайшее время функции по созданию и содержанию контейнерных площадок для накопления ТБО могут передать региональным операторам. Ожидается внесение соответствующих поправок в федеральный закон.

Участники заседания также затронули тему сортировки и переработки мусора. Прозвучало мнение, что операторы экономически не заинтересованы забирать сортированный мусор, а население не заинтересовано разделять отходы. Кроме того, есть проблемы в сельских поселениях и частном секторе — для них нужно расширять перечень коммунальных услуг. Пока же в него не входят, например, шлак, зола и ботва. В некоторых населенных пунктах операторы вывозят такой вид мусора, но это, по словам экспертов, реальная проблема. Существенные проблемы испытывают и жители северных территорий, где ни один оператор не берется оказывать услуги по вывозу мусора. Для таких технологических зон требуется федеральная программа. Многие из участников обсуждения подчеркнули, что «мусорной реформе» не хватает просветительской работы. Жителям нужно рассказывать, за что они платят, и они должны видеть положительный результат.

Первый заместитель председателя Законодательного Собрания Сергей Попов вступился за муниципалитеты, обращаясь к Павлу Корчашкину:

«Получается, что муниципальные образования кругом виноваты, кругом ответственны: баков нет, мест сбора нет, с населением провести работу надо, проблемы выявить надо. Вопросов и ответственности на муниципальные образования перекладывается много, а реальных рычагов управления ситуацией у них нет, а именно они находятся на месте, и им все видно. Министерство далеко, региональный оператор отвечает за разные территории. Безусловно, нужны какие-то внятные, понятные, легитимные механизмы, когда на местах можно было бы более оперативно, более качественно управлять этой ситуацией, принимать какие-то решения. Нужно распределить эту ответственность, может быть, через соглашения, может быть, через другие меры. Мне кажется, это достойно обсуждения».

Народные избранники отметили, что нужно проанализировать первые итоги работы новой системы обращения с ТБО, особенно это касается нормативов накопления отходов и тарифов на их вывоз.

«Опыт трех месяцев реформы показал, что, к сожалению, нарушается периодичность вывоза мусора, большие опасения вызывает реформа в сельских поселениях края. Есть большие проблемы с мусором, который будет образовываться во время субботников, и с отходами, которые производят юридические лица, особенно застройщики. Большой объем мусора сейчас выбрасывается в овраги и леса, поскольку с точки зрения закона об обращении с ТКО он не относится к коммунальным отходам, поэтому резко возросла стоимость захоронения этих отходов на полигонах. Мы предлагаем правительству разработать подзаконные акты, которые сделают простой и понятной процедуру заключения договоров с юридическими лицами, потому что расходы бюджета на утилизацию мусора с несанкционированных свалок будут существенно больше, чем расходы на инвентаризацию производителей мусора», — рассказал председатель комитета по строительству и ЖКХ краевого парламента Алексей Кулеш.

По итогам обсуждения депутаты предложил минэкологии края в мае выступить на сессии Законодательного Собрания с отчетом о реализации «мусорной реформы». Мнением о первых итогах работы «мусорной реформы» также поделился председатель комитета по экологии и природным ресурсам Александр Симановский:

«За три месяца я объехал все районы своего избирательного округа. Мы вместе с депутатами проводили совместные совещание на Таймыре, в Норильске, несколько раз собиралась рабочая группа на уровне министерства. Дважды я был в Москве — на экологическом форуме, в Совете Федерации, на Красноярском экономическом форуме проходило заседание за круглым столом, посвященное мусорной реформе. Основная проблема, которая выходит на первый план: нет взаимопонимания между операторами, переработчиками, органами местного самоуправления и жителями. Вместе с министерством мы определили проблемные точки в реализации этой реформы по каждому направлению, где нужны новые методики, где необходимы разъяснения. В чем плюс реформы: все понимают, что мусор нужно убирать, несанкционированные свалки надоели».

Корчашкин Павел Евгеньевич
Министр экологии и природопользования Красноярского края
Попов Сергей Александрович
Вице-спикер Законодательного Собрания Красноярского края
Кулеш Алексей Викторович
Депутат Законодательного Собрания Красноярского края III созыва от ЛДПР, заместитель Председателя ЗС
Симановский Александр Алексеевич
Депутат Законодательного Собрания третьего созыва

Ссылки по теме:
Рекомендуем почитать