В Красноярском крае до конца 2023 года планируется построить 12 новых полигонов для сбора мусора. Такая информация была озвучена на заседании комитета по природным ресурсам и экологии Законодательного Собрания Красноярского края, которое прошло в Шушенском.
Началась работа выездного комитета с осмотра предприятия ООО «Сибирский лес». Эта компания, в которой трудятся порядка 300 человек, занимается заготовкой и глубокой переработкой леса. Объем производства составляет порядка 120 тысяч кубометров. Здесь представлена широкая линейка пиломатериалов, включая погонажные изделия, клееный брус, евровагонку и многое другое. При этом процесс переработки безотходный — из опилок и стружки делают пеллеты, которые охотно покупают другие регионы. Также часть пеллет идет на отопление собственной котельной. Депутаты краевого парламента пообщались с руководством компании и высоко оценили культуру производства.
После этого народые избранники начали обсуждение того, как в Красноярском крае идет реализация «мусорной реформы». Первый заместитель министра экологии и рационального природопользования Игорь Варфоломеев напомнил, что с 1 января 2019 года новые правила обращения с твердыми коммунальными отходами были запущены в 15 территориальных зонах из 19, где проживает 96,8% населения края. В настоящее время коммунальной услугой охвачено 25 муниципальных образований, частично — 32. Таким образом, в целом услуга оказывается 91% граждан. Со следующего года закон о регулировании отношений в области обращения с твердыми коммунальными отходами будет действовать на территории всего края.
В населенных пунктах, где услуга пока не предоставляется, региональными операторами разработаны планы реализации реформы. Основным причинами, почему люди не охвачены услугой, по-прежнему остаются отсутствие мест накопления и транспортной доступности. Сложная ситуация сохраняется в Абанском, Дзержинском, Енисейском, Казачинском и Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районах. Средняя собираемость платежей с населения составляет 57%, с юридических лиц — 72%.
Первый замминистра сообщил, что по рекомендации федерального оператора предполагается объединить некоторые техзоны, сократив их общее число до 14. Это позволит установить единый тариф на услугу и запустить реформу в северных территориях края.
«Объединению подлежат Туруханская, Туранская, Мотыгинская, Богучанская и Кодинская зоны, а также Канская и Абанская, — заявил Игорь Варфоломеев. — Утверждение территориальной схемы запланировано на октябрь этого года. Будут проведены повторные конкурсные процедуры по выбору регионального оператора в двух объединенных зонах и в двух зонах, где операторы лишены статуса, но продолжают работать. Подписание соглашения с регоператорами и установление тарифа запланированы до конца года».
Кроме того, до конца 2023 года в Красноярском крае построят 12 новых полигонов. Они появятся в Курагино, Ермаковском, Шарыпово, Богучанах, Енисейске, Идринском, Абане, Назарово, Мотыгино, Северо-Енисейском, Уяре и Березовке. Также до 2025 года будет проведена реконструкция 10 действующих полигонов, что позволит увеличить их емкость. Необходимый объем финансирования составляет около 2 млрд рублей. Еще 700 миллионов рублей потребуется для строительства 12 сортировочных линий в Красноярске, Минусинске, Заозерном, Уяре, Северо-Енисейском, Бородино, Абане, Кодинске, Курагино, Ермаковском, Балахте и Норильске. Для обеспечения сбора отходов нужно построить 10 тысяч контейнерных площадок, установить 58 тысяч единиц оборудования. Затраты на это составят 900 млн рублей.
«В краевом бюджете на 2020–2021 годы предусмотрено 391 млн рублей на строительство объектов для обращения с отходами, — рассказал Игорь Варфоломеев. — Эти средства включают возведение новых полигонов, корректировку проектно-сметной документации, организацию площадок и приобретение оборудования. В 2019 году на эти же цели выделено более 110 млн рублей, что позволит организовать более 1 300 площадок накопления ТКО, приобрести 4 800 контейнеров. На 2020 год предусмотрено 128 млн рублей на организацию площадок. Эти средства будут распределяться между органами местного самоуправления в соответствии с порядком предоставления субсидий. При этом сумма субсидий будет определяться в зависимости от численности населения в муниципальном образовании».
В адрес российского экологического оператора, Минприроды и Минстроя РФ правительство края подало заявку на выделение дополнительных средств для реализации необходимых мероприятий.
В этом году началась корректировка нормативов накоплений ТКО. При этом первый замминистра подчеркнул, что по федеральному законодательству к твердым бытовым отходам не относятся зола, ботва, опилки, и для жителей частных домовладений это серьезная проблема. Вывозить их, не взимая дополнительную плату, сложно.
В завершение первый замминистра остановился на проблеме несанкционированных свалок. Причины их возникновения — отсутствие инфраструктуры по обращению с ТКО, низкое экологическое воспитание населения и недобросовестность юридических лиц. Сегодня у 32 муниципальных образований имеется 106 неисполненных предписаний надзорных органов и решений судов о ликвидации свалок, возбуждено более 40 исполнительных производств.
«Более 400 свалок — исторически сложившиеся, — сказал Игорь Викторович. — Общая их площадь около 700 гектаров, объем накопленных отходов — 2,5 млн кубометров. Мы планируем выделять деньги на проведение работ по их рекультивации в рамках национального проекта».
После окончания доклада предсеатель комитета Александр Симановский спросил, каковы шансы получить федеральное финансирование. Игорь Варфоломеев заверил, что они высокие. Но при этом край должен будет учесть требования, которые еще вырабатываются.
Первый вице-спикер краевого парламента Сергей Попов напомнил: когда начиналась «мусорная» реформа, на региональных операторов возлагались большие надежды. Но по прошествии девяти месяцев уже пересматриваются нормативы накопления и вводятся государственные инструменты поддержки.
«Как на старте не было четкого понимания, кто за что отвечает, так и сейчас мы ищем „волшебную формулу“ по разграничению полномочий. Нужно хотя бы на бумажке это расчертить», — предложил Сергей Александрович и спросил, есть ли позитивные примеры ответственного отношения регионального оператора, которые можно тиражировать.
Игорь Варфоломеев сказал, что вопрос о полномочиях был задан Президенту РФ четыре месяца назад, и Владимир Путин пообещал, что будут изменения в законодательстве, региональный оператор станет отвечать за все — покупать контейнеры, оборудовать площадки, и ему разрешат это закладывать в тариф. Что касается позитивного опыта, то он есть у Лесосибирской технологической зоны, где организуются площадки, устанавливаются контейнеры.
Вице-спикер краевого парламента Сергей Зяблов обратил внимание на недобросовестность некоторых региональных операторов, которые берут на себя обязательства, но потом не выполняют их, а люди тем временем адресуют свои претензии органам местного самоуправления. По его мнению, нужно вести реестр таких нарушений.
Подвел итоги заседания Александр Симановский: «Главное — слышать друг друга. Мы должны слышать министерство, а оно в свою очередь — муниципалитеты и перевозчиков. Все проблемы необходимо решать сообща. Это неправильная позиция, когда одно ведомство делает отсылку на другое. „Мусорная“ реформа вызывает много критики у населения. Должна быть понятная и доступная методичка для органов местного самоуправления и позитивные примеры работы операторов».