В Инженерной школе Forbes — просветительском проекте «Норникеля» и Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» для студентов технических вузов и молодых специалистов — завершился первый учебный год. В проекте очно и дистанционно приняли участие более тысячи человек из ведущих вузов Москвы, в число которых вошли МИСиС, МФТИ, МАИ, МГУ, МИФИ, МГТУ им. Н. Э. Баумана, РЭУ им. Г. В. Плеханова, Инженерная академия РУДН и другие. Около 250 студентов из Санкт-Петербурга, а также горных и политехнических университетов Сибири и Урала подключились к прямой трансляции, а студенты из регионов Крайнего Севера воспользовались возможностью посмотреть лекции в записи. Всего лекции школы на YouTube-канале посмотрели около 2 тыс. человек.
Проект «Инженерная школа Forbes» стартовал в апреле 2019 года. В течение года состоялось пять лекций, на которых топ-менеджеры компаний, представители крупного бизнеса рассказывали студентам о применяемых инновационных технологиях, современных требованиях к профессии инженера, делились экспертизой и инсайдами.
«Спустя почти год после старта могу с уверенностью сказать: у нас получилось. Наши лекторы говорят о вещах, которые ломают представление о российской промышленности; показывают, насколько интересные процессы там происходят и насколько сейчас востребованы технические специалисты», — отметил генеральный директор Forbes Russia Эльмар Муртазаев.
На итоговой встрече Инженерной школы представитель «Цифровой лаборатории Норникеля» Александр Крупин рассказал об инновационных решениях R&D-подразделения компании. «Цифровая лаборатория» разрабатывает дроны для проведения видеосъемки в руднике, способные автономно перемещаться глубоко под землей без использования; промышленные экзоскелеты для облегчения физических работ; в ноябре сотрудники «Цифровой лаборатории» отпилотировали для обследования шахты в Норильске робота-маркшейдера, управляемого дистанционно — из офиса в Москве.
На Кольской ГМК «Норникеля» внедряется разработанная командой система контроля использования средств индивидуальной защиты (СИЗ) на основе видеоанализа и машинного зрения. Система в режиме онлайн отслеживает факты нарушения работником использования СИЗ, такие как отсутствие спецодежды установленной формы, очков, перчаток, касок или неправильно надетый подбородочный ремешок. Затем система направляет руководителям, ответственным за технику безопасности на площадке, уведомление с фотографией зафиксированного инцидента.
Заместитель генерального директора ООО «Заполярная строительная компания» «Норникеля» Евгений Невежин рассказал об особенностях работы компании в условиях Крайнего Севера, а руководитель управления автоматизации Кольской ГМК Андрей Шклярук — о том, как «Норникель» проводил в рудниках связь, о дистанционном контроле подземных горных работ в режиме онлайн. Заместитель генерального директора, главный конструктор АО «НПО Энергомаш» Петр Левочкин рассказал о новых технологиях моделирования в космическом двигателестроении и о том, как VR-инструменты помогают избежать ошибок на этапе проектирования. От сооснователя и генерального директора «АЗОТТЕХ» Виталия Тихонова студенты узнали о применении беспилотной техники при проведении буровзрывных работ. Руководитель портфеля продуктов математического моделирования, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ госкорпорации «Росатом» Дмитрий Фомичев рассказал о применении математического моделирования в проектировании. Студенты также узнали об особенностях деятельности отечественного производителя микроэлектроники ПАО «Микрон». Большой интерес вызвал доклад заместителя директора по науке Технического университета УГМК Павла Козлова о существующем во всем мире тренде — рециклинге отходов металлургического производства. Более детально с лекциями спикеров можно ознакомиться здесь по ссылке.
«Люди для нас — это не ресурс, это капитал, который подразумевает определенные вложения. Это инвестиции в будущее. У „Норникеля“ сформирован большой кластер программ по привлечению студентов и молодых специалистов. Особенно это касается студентов инженерных и технических специальностей, в которых и отрасль в целом, и наша компания испытывает определенную нехватку. Инженерная школа Forbes — проект, который естественно вписался в программу продвижения HR-бренда „Норникеля“. Судя по отзывам участников Инженерной школы, подобный и, на мой взгляд, удачный коммуникационный формат помогает будущим инженерам сформировать для себя понимание: в каком направлении двигаться, куда расти и развиваться; наметить компании, в которых они хотели бы работать после завершения обучения в вузе. Инженерная школа — та самая площадка, где бизнес может делиться имеющимися знаниями и опытом как друг с другом, как и с молодым поколением, которое совсем через небольшой период времени придет к нам работать», — рассказала Дарья Крячкова, директор HR-департамента «Норникеля».
Компания «Норникель» активно вкладывается в сибирские образовательные проекты и инициативы, направленные на внедрение новых технологий — в Красноярске Экологический Фонд Сибирского федерального университета при поддержке компании «Норникель» разрабатывает ряд экологических программ, направленных на улучшение ситуации в регионе и других северных территориях страны.
В 2017 году в рамках Красноярского экономического форума состоялось торжественное открытие R&D-центра «Норникеля» и СФУ. Оснащенная современным оборудованием лаборатория по разработке динамической системы управления и контроля качества добычи и переработки минерального сырья — это существенный вклад в науку, экологию и экономику региона.