Депутатам Законодательного Собрания Красноярского края рассказали о работе почты на Севере региона. Председатель комитета по делам Севера и коренных малочисленных народов Анатолий Амосов подчеркнул, что для этих районов почтовая связь остается приоритетной.
«С этих территорий регулярно поступают жалобы по задержкам доставки писем, посылок, газет и журналов. Мы должны обсудить, как повысить эффективности работы почты на Севере, что делает в этом направлении Управление федеральной почтовой связи в крае, подумать, чем и как регион может содействовать улучшению почтового обслуживания населения в отдаленных городах и поселках. Нужны дополнительные меры по развитию почтовой связи, учитывающие специфику доставки почты в районы Крайнего Севера», — отметил Анатолий Амосов.
О работе почты на Крайнем Севере
О работе почты в Таймырском Долгано-Ненецком, Туруханском и Эвенкийском районах рассказал директор Управления федеральной почтовой связи Красноярского края — АО «Почта России» Александр Завьялов. По его словам, сейчас на территории этих муниципалитетов работают 56 отделений почтовой связи. Почта доставляет северянам пенсии и соцвыплаты, посылки, газеты и журналы. В последние годы поток входящих посылок вырос: жители пользуются интернет-магазинами, заказывая не только одежду, быттехнику, но и продукты. Однако население жалуется на нарушение сроков: вместо нормативных 9-13 дней люди ждут доставки, в среднем, по 29 дней. Это связано, в том числе, с тем, что доставить почту на Крайний Север можно только авиацией. Хоть воздушные судна полностью загружают, количество почтовых отправлений слишком велико, поэтому грузы скапливаются.
Александр Завьялов считает, что необходимо в два раза увеличить провозную емкость для почтовых отправлений на регулярных рейсах, установить приоритеты для перевозки почты, а также увеличить регулярность рейсов на некоторых направлениях.
Глава Таймырского Долгано-Ненецкого района Евгений Вершинин предложил доставлять почту в Хатангу не через Норильск, а напрямую — из Красноярска. Вероятно, это сократит сроки ожидания отправлений и количество жалоб от жителей.
Чартерные рейсы приносят убытки в двойном объеме
Кроме того, Александр Завьялов отметил, что стоимость перевозки почтовых грузов высока: даже регулярным рейсом — убыточна, а чартером — убыточна в два-три раза. Именно на столько дороже обходится перевозка чартерным рейсом 1 кг груза. Однако новогодние посылки, чтобы они пришли вовремя, на Север пришлось доставлять чартером. Средняя стоимость такого рейса — 1,5 миллиона рублей. Всего в 2019 году пришлось выполнить 13 чартеров. В декабре чартерными рейсами перевезено 56 тонн почты из общего объема 108 тонн.
Александр Завьялов отметил, что чартерный рейс с почтой сопоставим по стоимости с коммерческим грузом, а привилегий у почты нет. Красноярский филиал «Почты России» приносит убытки — 214 миллионов за 2019 год и субсидий из бюджета не получает.
Содержание отделений почты — забота муниципалитетов
По словам директора УФПС, доставка почты на Север убыточна. К примеру, годовой доход отделений почтовой связи на Таймыре — 36 миллионов рублей, а расход — 46 миллионов. При этом муниципалитеты берут на себя часть расходов по содержанию почтовых отделений, которые требуют ремонта. Работники почты получают низкую зарплату, из-за небольшой загруженности многие работают на полставки, а в некоторых районах — на 0,2 ставки.
Это подтвердила зампредседателя Эвенкийского районного Совета депутатов Марина Староворцева. Она рассказала, что около 10 лет назад стоял вопрос о закрытии почтовых отделений. Муниципальный район взял на себя их содержание, чтобы сохранить. Половина отделений находятся в зданиях поселковых администраций, поэтому коммунальные расходы — освещение, отопление, как и часть других — оплачивает муниципалитет, но отделения по-прежнему нерентабельны.
Как выяснилось, износ почтовых отделений в Эвенкии превысил 50%. Депутаты поинтересовались, как управление может жить без государственной или краевой поддержки, если несет убытки.
«Мы ориентируемся на бюджет, который утверждаем на год. В нем мы закладываем средства на поддержание инфраструктуры, в том числе на ремонт отделений. В 2020 году мы будем проводить капитальный ремонт одного отделения, запланированы также текущие ремонты», -ответил Александр Завьялов.
Как планируют поддержать почту?
Заместитель председателя комитета Валерий Вэнго подтвердил, что с 2015 года почтовики не получают ни копейки из бюджета. Он напомнил, что в декабре на заседании комитета поддержали инициативу коллег из Ямало-Ненецкого автономного округа, которые предложили внести изменения в федеральный закон о почтовой связи о субсидировании части расходов, связанных с доставкой почты.
«Эту инициативу поддержали практически все арктические и отдаленные регионы страны, начиная от Мурманской области, заканчивая Чукоткой и Камчаткой. Под этим предложением подписались 17 депутатов Государственной Думы, 6 членов Совета Федерации. Есть информация, что профильный комитет направил законопроект на государственную экспертизу и готов его поддержать. В законопроекте предложено расходы на поддержку почтовиков заложить в госпрограмму по развитию Арктики, которая, надеемся, в скором времени будет принята», — отметил Валерий Вэнго.
Так, профильному комитету порекомендовали учесть проблемы доставки почты в отдаленные районы края при разработке мероприятий по поддержке «КрасАвиа».
Некоторые депутаты поддержали идею о субсидировании — региональном или федеральном — УФПС. Другие же выступили против. Так, по мнению депутата Алексей Дьяченко, почта — это госструктура, поэтому органы местного самоуправления не должны оказывать ей помощь, а вопрос необходимо решать на уровне руководства страны. Отметим, что в решении комитета учтут все предложения депутатов, высказанные во время обсуждения информаци.
Кроме того, на заседании комитета в первом чтении приняли законопроект «О внесении изменений в отдельные законы края в сфере социальной поддержки граждан, переселяющихся из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Красноярского края». Благодаря ему расширят категории льготников, переселяющихся из районов Крайнего Севера. К перечню предложили добавить ветеранов боевых действий, которые имеют стаж работы в северных районах более 15 лет.