В Сибирской генерирующей компании ответили на самые популярные вопросы красноярцев о тарифах и оплате ЖКУ. На вопросы отвечала директор СГК по тарифообразованию Екатерина Косогова.
Постановление Правительства № 424 от 02.04.2020 отменило до 01.01.2021г. взимание штрафов и пени, ресурсоснабжающим организациям запрещено отключать должников. Значит ли это, что можно не платить за жилищно-коммунальные услуги?
Постановление № 424 говорит о том, что приостанавливается начисление пеней и взысканий. Но про то, что можно вообще ничего не платить за услуги ЖКХ, в постановлении ничего не сказано. До конца года действует это постановление и [потребителям] предоставляется отсрочка. Но потом придётся заплатить. Тем самым потребителю
предоставляется выбор: платить неполными суммами ежемесячно либо потом погасить всю задолженность сразу.
Если отменили пени, почему они стоят в мартовских платежках?
Постановление Правительства 424 начинает действовать с апреля, на март оно не распространяется.
А пени были действенным инструментом для неплательщиков?
Для дисциплинированных плательщиков — да. Для тех, кто никогда не платил, это так называемый маргинальный слой населения составляющий 1%, конечно, пени никакого воздействия не имели.
Документ не отменяет судебные взыскания. Означает ли это, что после того, как период «каникул» по штрафам закончится, к должникам придут судебные приставы?
Как вы знаете, сейчас суды не работают, взыскания приостановлены. Но после того, как они возобновят свою работу, не исключено, что ресурсники подадут исковые заявления в отношении должников. Мы все сейчас находимся в ситуации неопределенности: и население, и малый бизнес, никто не знает, что делать и когда это закончится. Важно, как будут помогать малому предпринимательству.
Может, долги стоит простить: малому бизнесу, образовательным организациям, каким-то определённым группам населения?
Я всегда осторожно относилась к таким популистским предложениям. А нам тогда кто простит долги? «Водоканалу» мы должны за воду, электроэнергию наши насосные станции покупают у гарантирующих поставщиков, есть кредитные обязательства перед банками, которые тоже никто не отменял. Мы обязаны платить зарплату персоналу, среди которого тоже есть те, у кого остался работать только один человек в семье, и важно, чтобы он сохранял работу. Почему никто не просит снизить оплату услуг связи, хотя, у них сейчас растет выручка? Кроме того, мы должны продолжать обеспечивать жителей теплом, электроэнергией, водой. Если бы по цепочке все простили друг другу долги, тогда было бы понятно — их часть государство берет на себя. Если начать рушить всю цепочку расчетов, это приведет к коллапсу.
Вы уже видите какое-то снижение платежей? И как это влияет на работу компании?
Анализ за первые 9 дней апреля показал, что поступления снизились. Нас радует, что население платит достаточно дисциплинировано. Мы видим большой провал по малому бизнесу, который пострадал в первую очередь. Спустя две недели режима самоизоляции стало понятно, что деньги у людей закончились, запаса прочности у предпринимателей в нашей стране нет. Когда возобновится их деятельность, сказать трудно. Чем опасен рост долгов, если за март и апрель не будет поступлений от населения, небольшие предприятия водоснабжения и малые котельные не смогут подготовиться к новому отопительному сезону, закупить топливо.
Говоря об СГК, да, у компании запас прочности больше, но и он не бесконечен, могут пострадать текущие и капитальные ремонты, а также инвестиционные программы. Мы перестанем покупать необходимое оборудование, нанимать подрядные организации и по цепочке начнут рушиться более мелкие предприятия бизнеса. Понимая это, в компании принято решение не менять ремонтные и инвестиционные программы. Пока мы наблюдаем за происходящим в стране, но при усугублении ситуации могут приниматься решения о сокращении объемом производства и тогда пострадают все наши партнеры.
А что же делать людям, которые оказались без работы и им нечем платить?
Тем, кто потерял работу, мы предлагаем обратиться в СГК любым способом: по электронной почте, телефону, оставить вопрос на сайте, указав свой лицевой счет и телефон. С ними свяжутся наши специалисты и вышлют соглашение о рассрочке. Человек подписывает соглашение, делает скан или фотографирует на телефон и отправляет в компанию. Согласно Гражданскому Кодексу, такое соглашение считается заключенным. Сроки его действия могут быть разными: год или больше. Мы разнесем платежи, чтобы человеку было удобно планировать оплату.
Если мы говорим о невозможности заплатить в связи с режимом самоизоляции, можно это сделать через Интернет. Для тех, кто умеет им пользоваться, проблем нет. Для оплаты за тепло, горячую и холодную воду тем, кто платит напрямую СГК, разработано мобильное приложение «СГК», которое можно загрузить на свое мобильное устройство и платить через личный кабинет на сайте. Сейчас компания решает вопрос о возможности оплачивать ЖКУ через личный банковский кабинет.
Однако есть большая категория людей — это пожилые граждане, одиноко проживающие пенсионеры, которые не умеют пользоваться Интернетом. Им мы рекомендуем обращаться к родственникам. Думаю, удастся решить вопрос и с Почтой России, чтобы деньги за квартиру могли принимать почтальоны, когда приносят пенсию на дом. В тех городах, где ситуация не критичная по заболеваемости коронавирусом, пункты платежей продолжают работать. Что касается системных мер, мы написали обращение к председателю правительства и министру энергетики, обсудили острые вопросы на совещании с министром ЖКХ. Мы просим помогать не нам, а людям и малому бизнесу. Если будет такая программа поддержки и понимание, когда все закончится, наша компания выстоит.