По сведениям общероссийской организации малого и среднего бизнеса «Опора России», 64% легальных продуктовых торговых точек по всей стране потеряли свыше половины оборота, а половина ритейлеров в непродуктовом секторе простаивают или закрыли бизнес. Такие данные приводит президент Ассоциации малоформатной торговли Владлен Максимов.
Эксперты добавляют, что меры поддержки малого бизнеса на практике пока не приносят результата. Даже малый продовольственный бизнес несет тяжелые убытки и вынужден закрываться сам, хотя ему никто не запрещает работать. «Люди экономят и готовы поехать за километры в гипермаркет ради выигрыша в 10 рублей на макароны и куриные запчасти», — отмечает Максимов в материале Forbes.
В Красноярском крае тенденции в сфере торговли такие же неблагоприятные. По словам председателя Краевого Союза малого предпринимательства Виталия Бондарева, продуктовые магазины хоть и работают, но покупательский спрос рухнул — экономика не растет, денег у населения нет. И это подходящие условия для резкого развития теневого сегмента, который ведёт работу, не соблюдая какие-то ограничения и предписания.
Каждый сегодня экономит, покупая только самое необходимое, отмечает Бондарев: «Еще к концу прошлого года спрос упал примерно на 30% по сравнению с началом года, а сейчас падение уже более 50% у многих предпринимателей. Поэтому сегодня сложно говорить о каких-то радужных перспективах, и сами предприниматели не могут предсказать, что их ожидает в будущем».
Дополнительной проблемой для ритейла стало то, что госпомощь доступна не всем. Часть бизнеса не может получить поддержку из-за отсутствия нужного ОКВЭД. Многие магазины пострадали из-за исключения из федерального перечня товаров первой необходимости некоторых непродовольственных позиций. Именно продажа этих товаров была критерием для работы предпринимателя в условиях режима повышенной готовности, введённого в стране. Всё это сужает круг потенциальных получателей поддержки.
В результате предприниматели разоряются или начинают уходить в теневой сектор. После окончания кризиса нелегальный рынок может вырасти в разы, например, в части табачных изделий, которые ещё в докризисное время занимали 16,1% рынка Красноярского края. По данным экспертов, это нанесло ущерб федеральному бюджету на сумму около 1,2 млрд рублей. А нелегальная торговля процветает не только на рынке сигарет, но и во многих других товарных категориях. Легально работающий ритейл в даже мирное время не мог выдерживать ценовую конкуренцию с теневым сектором, а в условиях коронокризиса и остановки экономики может просто не выжить.
Что характерно, контрольные ведомства «наводят порядок» именно среди законопослушных предпринимателей. Тех, кто торговал с нарушением закона и раньше, это не касается — способы «решать проблемы» им известны заранее. В условиях непростой ситуации власти просто игнорируют серую экономику, а ведь именно там находятся средства, которые так необходимы для спасения честного бизнеса и предотвращения погружения в тень немалой части российской розницы. Ресурсы правоохранительных и контрольных органов стоило бы использовать для пресечения незаконной торговли — усилить работу по выявлению и наказанию нелегальных торговцев, а не штрафовать честных ритейлеров за отсутствующие маски, на которые просто не всегда есть деньги.
Как добавляет Виталий Бондарев, на практике честным предпринимателям остается полагаться в основном на себя, умение договариваться с арендатором и его готовность «войти в положение»: «Многое зависит от того, арендуемое помещение или нет. Если свое помещение, то, конечно, предпринимателю легче выживать. Для арендаторов многое зависит от собственника помещения — готов он идти навстречу бизнесу или нет». Эта проблема касается не только Красноярского края, но и всей страны. «Когда закончится ситуация с пандемией, мы увидим более реально, что с малым бизнесом произошло и что ожидает его в ближайшем будущем», — подытоживает эксперт.