Депутаты Законодательного Собрания Красноярского края уделяют много внимания контролю за экологической обстановкой в регионе. Председатель комитета по природным ресурсам и экологии Александр Симановский подвел итоги работы своих коллег в закончившемся парламентском сезоне.
Он отметил, что в этом году комитет много внимания уделял экологии, лесным ресурсам края, реализации мусорной реформы, а также рассматривал темы, которые возникли в связи с изменением федерального законодательства, например, обращение с безнадзорными животными.
«Что касается экологии, то скажу: Законодательное Собрание очень много внимания уделяет этой теме: и „горящим“ вопросам, и постоянным направлениям. В конце мая произошел разлив нефтепродуктов в Норильске. Мы уже дважды на заседаниях сессии заслушали правительство о ситуации с ликвидацией аварии. Комитет разработал постановление о создании депутатской комиссии для рассмотрения причин и последствий разлива нефтепродуктов. На последней сессии комиссия была сформирована. В нее вошло 24 человека. Комиссия будет работать, конечно, в тесной связке с нашим комитетом, многие члены комитета вошли в ее состав. К ее задачам относится определить: как исполнялся закон „Об экологической безопасности и охране окружающей среды в Красноярском крае“, как выполняло свои полномочия правительство. К началу октября комиссия должна будет предоставить подробный доклад на сессии. В нем обязательно будут учтены интересы жителей Таймыра, права коренных малочисленных народов, которые там проживают; меры, в том числе законодательные, которые может предпринять краевой парламент, чтобы ужесточить экологические требования, чтобы предотвратить такие ЧС в будущем; предложения, что нужно изменить в региональном и федеральном законодательстве», — рассказал Александр Симановский.
Также на экспертных советах и круглых столах часто звучал вопрос о проведении обследования городов: как влияет состояние экологии на здоровье людей? Некоторые компании такую работу начали, например, в Ачинске, в Норильске. Депутаты обратились в правительство края для выделения денег на обследования вместе с Роспортебнадзором и с предприятиями-загрязнителями в других территориях: Красноярске, Канске, Лесосибирске, Минусинске.
«Следующая тема — загрязнение атмосферы. У нас есть федеральная программа по Норильску и Красноярску, но ситуация в малых городах: Минусинске, Канске, Ачинске, Лесосибирске, — также требует создания отдельной программы с выделением средств из бюджета на решение экологических вопросов. Мы обсуждали эту тему на круглом столе. Конечно, можно ждать газификации, но это очень долгий процесс. Депутаты высказались за развитие альтернативных источников энергии, которые исключат сжигание угля, за переработку отходов лесопиления в пеллеты, их использование и субсидирование этого направления из краевого бюджета. Такие предприятия в крае появляются, в прошлом году топливные гранулы, брикеты начали производить в Лесосибирске, Богучанском районе», — пояснил председатель комитета.
Много внимания в этом году уделялось мусорной реформе. Обсуждались проблемы неравномерных тарифов за сбор мусора и норм накопления, неплатежей, переработки мусора, организации сбора мусора на севере края и в отдаленных территориях, ликвидация несанкционированных свалок.
«Конечно, есть трудности. Во многих населенных пунктах реформа пока не работает. Есть вопросы по оборудованию площадок для сбора мусора. Делать это должны муниципалитеты. А денег на это было выделено недостаточно. Депутаты настояли, чтобы в весеннюю корректировку бюджета были выделены дополнительные средства. Сейчас, после корректировки, сумма на покупку контейнеров и строительство площадок составляет около 200 млн. Также около 24 млн выделили на разработку проектов полигонов твердых коммунальных отходов в Курагино и в селе Ермаковское. Есть и плюсы реформы — явное сокращение количества несанкционированных свалок. Если говорить о перспективе, то в крае должна заработать система раздельного сбора мусора. Это позволит в дальнейшем выстроить и его переработку. Силами краевого бюджета строительство заводов по переработке не поднять. Вы знаете, что создана ППК „Российский экологический оператор“ по обращению с отходами. Она занимается строительством предприятий на средства экологического налога на выбросы вредных веществ. Сейчас перед нами стоит задача попасть в эту систему, чтобы в крае такие предприятия появились», — отметил Александр Симановский.
По мнению депутата, очень много проблем в лесной отрасли. Александр Симановский отметил, что из-за крупных инвестиционных проектов страдают мелкие предприятия — им не выделяют лес, ссылаясь на отсутствие лимитов или выделяют участки очень далеко.
«Вот люди и перепродают свои лимиты, а потом за завышенную цену покупают те же дрова. Нужно менять сложившуюся норму, пока закон не работает, и мы думаем, как его изменить, чтобы лес использовался по назначению. Лесная отрасль вообще требует особого контроля. Поэтому на последнем заседании сессии приняли изменения в закон „Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Красноярского края“. В прошлый раз закон мы откорректировали в конце 2018 года. Речь шла о том, чтобы поставить на учет все пункты приема и отгрузки, через которые проходит лес. В этом году мы включили в перечень еще и пункты переработки. Все пункты обязаны фиксировать: откуда к ним пришла древесина, куда отправлена, в каком объеме; отчитываться. Кроме того, в законе речь идет об оборудовании пунктов, что должны убираться отходы от переработки леса, чтобы не было потом пожаров», — рассказал депутат.
Также в этом политическом сезоне из-за изменения федерального законодательства возник вопрос с обращением с безнадзорными животными.
«Если раньше в основном отлов уличных животных заканчивался их умерщвлением, теперь нужно фиксировать, где и когда поймана собака, лечить, стерилизовать ее, ставить прививки, чипы, содержать в карантине 10 дней и, если она совсем здорова и неагрессивна, выпускать, либо содержать в приютах. Все это потребовало изменений краевого законодательства, а также значительных денег. Мы приняли закон о передаче муниципалитетам этих полномочий. Они ждали этот закон, чтобы заключить контракты с фирмами-подрядчиками, которые занимаются отловом. Но стало понятно, что денег, выделенных по старым нормативам, не хватит. Запросили у муниципалитетов дополнительные расчеты. В результате приняли закон, которым изменили порядок распределения субвенции, ввели дополнительные ставки для специалистов на местах. Для северных территорий предусмотрели коэффициент. В корректировку бюджета добавили на эти цели еще около 38 млн рублей», — рассказал Александр Симановский.