Главная
>
Статьи
>
Экономика
>
«Росатом» дает добро

«Росатом» дает добро

06.02.2006
2

Завершился двухдневный визит в Красноярский край руководителя Федерального агентства по атомной энергии Сергея Кириенко. Глава «Росатома» посетил Железногорский горно-химический комбинат, осмотрел строительную площадку Сосновоборской ТЭЦ и провел рабочее совещание с губернатором края Александром Хлопониным.

Экономика абсурда

Задача перед Сергеем Кириенко стоит непростая – лично ознакомиться с ситуацией на всех крупных предприятиях, подведомственных «Росатому». Начал он свою поездку-ознакомление с предприятий, относящихся к оборонному комплекс. Это и неудивительно, ведь сам Сергей Кириенко на коллегии «Росатома» заявил: «Первый приоритет сегодня – обороноспособность и безопасность. А второй – энергобезопасность, гарантами которой также являются атомная энергетика и промышленность».

Железногорский горно-химический комбинат, отметил Сергей Кириенко, – одно из крупнейших предприятий отрасли с хорошими перспективами и возможностями развития, но, с другой стороны, с довольно большим количеством проблем. От посещения предприятия впечатления у Сергея Кириенко сложились противоречивые.

– Я доволен тем, что сделано, а также уровнем технических решений и профессионализмом людей, которые здесь работают. Это вызывает колоссальное уважение и даже восхищение, поскольку это уникальный объект, аналогов которому нет в мире. Нет сомнений в том, что уровень профессионализма соответствует предъявляемым требованиям со всех точек зрения.

Однако, по его мнению, экономическая политика, проводимая на предприятии, никакого уважения не вызывает и вызывать попросту не может, поскольку это «экономика абсурда».

– Все построено на системе перекрестного субсидирования. Это не вина предприятия, а его беда. Но в связи с этим возникает ряд задач, которые необходимо срочно решить. Во-первых, необходимо сделать так, чтобы экономическая политика предприятия была понятной и прозрачной. То, что происходит сегодня на предприятии, с экономической точки зрения – нерационально, неэффективно и не имеет никакого смысла.


Руководитель Федерального агентства по атомной энергии Сергей Кириенко

Гендиректор сидит. Рядом со мной

Всех собравшихся очень волновал, если не сказать – мучил, вопрос: сохранит ли свой пост нынешний руководитель предприятия Василий Жидков. Сергей Кириенко ответил на столь щекотливый вопрос несколько уклончиво.

– Это не главный вопрос на сегодня. Главное – перспективы развития горно-химического комбината. Конечно, на ближайшие 8–10 лет вопрос о перспективах развития предприятия не стоит, поскольку существенных изменений, на наш взгляд, происходить не будет. А что потом?

Как оказалось, вопрос был риторическим. Однако Сергей Кириенко поспешил успокоить собравшихся и сообщил, что есть понимание того, как можно ситуацию разрешить. Оказывается, поступило уже довольно много предложений, как можно использовать данный объект. Но построено там ничего не будет – экономически не выгодно. Кадровый же вопрос, отметил Кириенко, «не самоцель, а следствие».

– Мне было важно познакомиться с ситуацией на комбинате, понять реальные проблемы, о которых мне докладывали сотрудники агентства и понять направление действий. С руководством комбината было проведено совещание, по итогам которого составлен большой протокол с конкретными поручениями по каждому пункту действий.

А если не привезут?

Отвечая на вопрос о возможном повышении стоимости хранения отработанного ядерного топлива (ОЯТ), Сергей Кириенко заявил, что основная проблема заключается в том, что на сегодняшний день попросту отсутствует прозрачная и понятная методика формирования цен. Деньги, получаемые комбинатом за хранение ОЯТ, не могут считаться прибылью за один год.

– Все тратится, что называется, с колес. Привезли отработанное ядерное топливо, получили за хранение деньги. Потратили их в текущем году, а дальше что? В следующем году будем жить за счет того, что привезут? А если не привезут, что делать? Первоочередная задача, по словам главы «Росатома», – выработать соответствующую методику расчета себестоимости. Однако Сергей Кириенко уверенно заявил, что цены за хранение должны выйти на уровень мировых.

– Цены должны повышаться, но вопрос не только в том, какую цену мы хотим за это получать, но и в том, сколько за это готовы будут платить. Ведь США готовы создавать международный центр, куда планируют собирать весь ОЯТ, и планируют создавать новые технологии по переработке. Нужно стремиться к тому, чтобы цены установились на уровне мировых. Нужно конкурировать с крупнейшими мировыми компаниями.

Кроме того, Сергей Кириенко подчеркнул, что средства, полученные за хранение ОЯТ, сегодня уходят «не по назначению».

– Отчисления городу и краю, социальные выплаты – это понятно, так и должно быть. Но почему-то на эти деньги содержится тоннель под Енисеем, который комбинату совершенно не нужен? Необходимо, чтобы деньги тратились, в частности, на ликвидацию тех негативных последствий, которые за время работы комбината все же наступили. Комбинат создавался как военный объект, цели были совершенно другими. Когда работали прямоточные реакторы, то это создало соответствующие последствия для экологии.

Глава «Росатома» также заявил, что с губернатором края Александром Хлопониным было подписано соглашение сроком на один год, согласно которому 25 процентов от доходов комбината за хранение ОЯТ будут отчисляться в краевой бюджет. Впоследствии планируется подписать аналогичное соглашение сроком на пять лет, но только после того, как краевые власти разработают соответствующую программу по реализации этих средств.


Хранилище ОЯТ ФГУП ГХК. Разгрузка вагона. (http://www.gan.ru/mto/smto/smto/smto_photo.htm)

Энергия солнца

Сергей Кириенко отметил, что строительство завода по производству кремния у него также вызывает много нареканий. В частности, он уверен, что строительство неоправданно затянулось.

– Началась уже какая-то игра. Сперва была первая очередь, потом в первой очереди выделили первый пусковой комплекс, теперь и в первом пусковом комплексе уже выделили опытно-промышленную эксплуатацию. Между тем проект принципиально важный, в него вложены большие средства комбината и бюджета. Не завершить строительство будет преступлением.

Сергей Кириенко также отметил, что на сегодняшний день сложилась уникальная конъюнктура цен на рынке энергетики. В то время, когда цены на органическое топливо постоянно растут, на рынке солнечной энергии происходит бум. Завершить строительство завода следует в кратчайшие сроки, но полноценно, поскольку необходим и соответствующий объем производства.

– Мы должны перестроиться на следующий уровень производства и наладить выпуск пластин, а конечном итоге выйти на уровень производства солнечного элемента. Можно ли это сделать за государственные деньги? Нет – потому что таких средств в бюджете не предусмотрено. Очевидно, что необходимо найти инвестора, однако контрольный пакет должен остаться у государства.

Вопрос о том, планируется ли приватизация завода частным лицом, вызвал у Сергея Кириенко явное недоумение. Глава «Росатома» назвал подобное предположение «абсолютным бредом».

– Комбинат не будет приватизирован, этого не может быть никогда. Комбинат является уникальным предприятием с точки зрения обеспечения ядерной и радиационной безопасности. Построить такой второй невозможно, подобных сооружений в мире нет. Сегодня мы бы этого не сделали.

Он также отметил, что основная деятельность предприятия всегда должна в основном финансироваться за счет государства.


Красноярский горно-химический комбинат (http://www.bellona.no/ru/international/russia/nuke_industry/report_2002/25245.html)

Когда всем хорошо

Сергей Кириенко уверен, что на сегодняшний день на горно-химическом комбинате принимаются все необходимые меры для того, чтобы не возникало экологической и радиационной угрозы. Однако он отметил, что необходимо проанализировать, какие потенциальные угрозы представляют последствия 55 лет работы предприятия.

– Работало два прямоточных реактора, через них шла вода напрямую из Енисея. Объемы воды были огромные, уровень радиоактивности, который принимала на себя эта вода, очень маленький, но с другой стороны – десятки лет работы и огромные объемы воды. И экологи, и «Росатом» должны предоставить достоверную информацию, потому что при желании можно заказать любые исследования под заранее запланированный результат.

Сергей Кириенко отметил, что необходимо создать рабочую группу из представителей экологических организаций для проведения независимого исследования. Кроме того, глава «Росатома» поставил задачу перед руководством города и края: определиться в приоритетах. Он уверен, что есть ряд первоочередных проблем, на решение которых необходимы дополнительные средства, но с другой стороны, по его словам, средства комбината тратятся на дотации и абсолютно ненужные проекты.

– Иногда это похоже просто на освоение средств. Проектант закладывает в несколько раз больше, и строители с удовольствием деньги осваивают. Всем хорошо, но средства уходят в никуда, огромные деньги тратятся не по приоритетам.

ТЭЦ сократили срок

Уже в Красноярске Сергей Кириенко подписал протокол о совместной работе с администрацией края. Согласно документу, была создана рабочая группа, целью которой станет решение проблем функционирования ЗАТО Железногорск и его предприятий.

– Город сохранит статус закрытого территориального образования, и уровень жизни в нем должен сохраниться, – заявил губернатор Красноярского края Александр Хлопонин.

По словам губернатора, принято решение также значительно сократить срок строительства Сосновоборской ТЭЦ, которая со временем должна заместить мощности реактора горно-химического комбината. Достигнута договоренность, что она будет построена всего за четыре года. Власти надеются в кратчайшие сроки преодолеть разногласия между строителями Сосновоборской ТЭЦ и РАО «ЕЭС России» и уже в начале марта оформить все необходимые документы.

Константин Хлебников

Рекомендуем почитать