Главная
>
Статьи
>
Экономика
>
Закопанный миллиард

Закопанный миллиард

04.06.2008
0

В прошлом году на ремонт дорог Красноярска выделили около 1,3 млрд рублей. «Вечерний Красноярск» узнавал, насколько эффективными оказались бюджетные вложения.

Откуда деньги

Как приходят деньги в дорожную отрасль? Средства поступают из федерального и краевого бюджетов, что-то (в достаточно незначительном размере) выделяется муниципалитетами. Только в 2007 году из бюджета Красноярского края на развитие дорожной сети было выделено около 7 млрд руб. Федеральный центр выделил дополнительно 1 млрд руб. на создание «глубокого обхода» вокруг Красноярска, более 1 млрд рублей получил из Москвы краевой центр на развитие городских дорожных сетей и благоустройство улиц. Судьбу этих денег определили на заседании сессии Законодательного собрания Красноярского края 10 июля 2007 года парламентарии, рассмотрев поправки к целевой программе «Дороги Красноярья». Соответствующий закон был подписан губернатором края 24 июля 2007 года и опубликован 30 июля 2007 года.

Позже представители дорожной отрасли Красноярского края будут сетовать на то, что деньги из федерального бюджета поступили слишком поздно, поэтому и осваивались в спешке, откуда и результат – часть выполненных дорожниками работ в этом году будет переделываться. Итак, в августе 2007 года проводились конкурсы на проведение строительно-ремонтных работ – освоению того самого миллиарда с лишним рублей. В основном в сентябре были определены подрядчики.

Победителями конкурсов были признаны следующие компании: ЗАО «ИЛАН» – реконструкция проспекта Авиаторов; ОАО «Красноярскавтодорстрой» – капитальный ремонт улиц Борисевича, Партизана Железняка и Ленина; ОАО «Сибмост» – капитальный ремонт Октябрьского моста; ЗАО «Сибспецстрой» – оптимизация дорожного движения на участке Копыловский мост – Красная площадь; ООО «Красноярскдорремстрой» – текущий ремонт городских дорог. То, что больший объем работ предстоит выполнить в октябре, то есть в неблагоприятные погодные условия, и заказчики, и подрядчики осознавали. Наверное, понимали это и краевые парламентарии, тем не менее проголосовавшие за выделение немалых бюджетных средств…

Пустые обещания

По условиям проведенных администрацией Красноярска конкурсов подрядчики обязались: «обеспечить выполнение работ надлежащего качества с соблюдением требований, норм и правил, утвержденных технической документацией; безвозмездно устранить недостатки и дефекты в выполненных работах по требованию заказчика в течение 7 дней; в гарантийный срок, который составляет 3 года, устранить выявленные недостатки».

Звучит прекрасно. Однако, по словам заместителя руководителя департамента экономического планирования и промышленной политики администрации Красноярского края Дениса Пашкова, требования к участникам подобных конкурсов минимальны. Основной критерий – экономия бюджетных средств.

– Сегодня любая фирма может заявиться на аукцион и выиграть его, в том числе и недобросовестный подрядчик. В случае срыва госконтракта у заказчика есть право внести подрядчика в черный список, который не позволит ему в дальнейшем участвовать в конкурсах на размещение госзаказа на территории России, – заявил «ВК» Пашков.

Черный список

Черным списком подрядчиков пугают сегодня многие. Денис Пашков, руководитель управления Главгосэкспертизы России по Красноярскому краю Сергей Перегудов, мэр Красноярска Петр Пимашков, начальник департамента городского хозяйства администрации краевого центра Виктор Ящук… Вот только показать его никто не может.

Один из сотрудников администрации Красноярского края, пожелавший остаться неназванным, признался «ВК», что никакого черного списка в природе не существует.

– Это образное выражение. Документального его воплощения нет, – уточнил он.

Председатель совета участников Движения автовладельцев (КРОДА) Иван Смолин подтверждает информацию о том, что никакого черного списка подрядчиков в регионе нет.

– В принципе, списки недобросовестных поставщиков услуг вывешиваются на сайтах многих властных структур. Однако ни одной дорожной организации из Красноярского края там нет. Все идеальные? Но ведь нет же. В дорожном департаменте администрации Красноярска на мой вопрос «почему?» мне ответили, что у нас и так мало дорожников и отлучать их от работ нельзя. Поэтому, видимо, черных списков нет ни на сайте администрации региона, ни на сайте администрации краевого центра, – отметил Смолин.

Единственно верное решение

Но вернемся к прошлогодней ситуации. По мнению Сергея Перегудова, при проведении работ в осенний период нарушаются все технологии.

– По тем технологиям, которые применяются в Красноярском крае, асфальто-бетонную смесь нельзя класть «на сырое». А работы проводились и в снег, и в дождь, отсюда и соответствующее качество. Заказчику в большей степени необходимо сдать объект, все остальное его волнует постольку-поскольку, – считает Перегудов.

Денис Пашков говорит, что самое опасное для дороги – многократный переход нулевой температуры.

– Днем происходит таяние воды, ночью температура отрицательная: в микротрещинах происходит накопление льда и разрыв дорожного полотна. К сожалению, мы живем в таких климатических условиях, – уверен Пашков. Никто не спорит о суровости сибирского климата, только вот действительно ли он является причиной того, что мы сегодня наблюдаем в дорожной отрасли?

Дорожники оправдываются за свои действия, ссылаясь на то, что деньги на обустройство дорог пришли поздно. Однако спорят о качестве проведенных работ.

– Идеальный вариант – когда средства поступают в первом квартале года и работы начинаются в начале летнего сезона. Однако я считаю, что прошлогодняя история не повлияла на качество исполнения работ. То, что было сделано в конце сентября, подразумевало лишь подготовительный этап – проведение канализационных и земляных работ, – заявил «ВК» заместитель генерального директора ОАО «Красноярскавтодорстрой» Николай Пугач. С ним согласен депутат Законодательного собрания Красноярского края Александр Многогрешнов (по совместительству он еще и председатель совета директоров и основной владелец ОАО «Красноярскавтодорстрой»), который в 2007 году в июле голосовал за принятие «дорожного миллиарда».

– Глава Красноярска Петр Пимашков принял единственно правильное решение – провести подготовительный этап работ на дорогах краевого центра. К работам приступили лишь в конце сентября, тогда как в октябре уже нельзя положить асфальт в силу погодных условий. В прошлом году дорожники положили нижний слой основания из черного щебня, перенесли электросети, устроили бордюры – провели черновую работу. Повторные работы 2008 года на тех городских магистралях, на которых работали дорожники в прошлом году, – это не исправление предыдущих ошибок, как думают многие, а планомерная работа по дальнейшему совершенствованию дорог. Мы заканчиваем то, что начали в прошлом году. Это решение главы города позволило увеличить количество объектов и в конечном итоге поднять качество выполняемых работ, – говорит Многогрешнов.

Интересно, что в условиях многих прошлогодних конкурсов было черным по белому написано: «капитальный ремонт». В соответствии с Бюджетным кодексом РФ выделяемые властями средства должны быть освоены в течение бюджетного года. То есть тот самый капитальный ремонт должны были провести до конца 2007 года. При чем тут подготовительные работы? Директор филиала «Сибмост» Мостоотряда (проводит работы на Октябрьском мосту Красноярска) Василий Ильинов тоже говорит о том, что федеральные средства пришли поздно. Но при этом уверяет, что качество выполняемых работ на Октябрьском мосту соответствует СНиПам. – Вопрос качества – это общая боль всех дорожников. Возможно, ухудшение качества нашей работы связано с тем, что на мосту укладкой асфальта занимается субподрядчик, – добавляет Ильинов.

Странная ситуация. Тендеры выигрывают одни, работы проводят другие. Что касается вопроса контроля за качеством выполненных работ, то он висит в воздухе.

Руководитель службы строительного надзора и жилищного контроля администрации Красноярского края (не так давно к функциям службы добавился контроль за ситуацией в дорожной отрасли) Андрей Пряничников заявил «ВК», что «дать четкую оценку соответствия дорог края требованиям нормативов нельзя».

– Это то же самое, что посчитать, сколько в крае больных и здоровых людей. Сегодня таких данных нет… Очень важный вопрос – паспортизация дорог. Ведь проблема в Красноярске не решена – 90 процентов дорог не имеют подобных документов. По сути, не дороги, это лишь направления. Именно в паспорте должны быть прописаны характеристики дороги, ее протяженность, техническая категория, типы покрытий, информация о том, когда была построена, производились ли реконструкция и капитальный ремонт, наличии искусственных сооружений и многое другое Для того чтобы реализовать эту работу, нужно серьезное финансирование. На мой взгляд, это одна из основных проблем в дорожном строительстве, и она характерна для многих российских городов, – уточнил Пряничников. Вторят чиновнику и аудиторы Счетной палаты. В 2007 году Счетная палата Красноярского края проводила проверку эффективности использования предоставленных Красноярску субсидий из краевого бюджета на капитальный ремонт, строительство и реконструкцию автодорог в 2006 и первом полугодии 2007 года. По результатам проверки были выявлены серьезные недостатки – отсутствие паспортов городских автодорог и дорожных сооружений, согласований проектно-сметной документации с контролирующими организациями. Кроме того, по данным аудиторов, в Красноярске отсутствует независимый контроль качества используемых подрядчиками материалов и выполнения ремонтных работ… Прошел год. Воз и ныне там.

Игарская притча во языцех

Гордость городских властей – дорога на улице Игарской (работы проводила компания «Сибагропромстрой»). Иначе как «развязка мирового уровня» ее и не называют. Но это смотря с чем сравнивать. Если судить по масштабам вложенных средств, то дорогу эту действительно можно сравнить с подобными мировыми развязками. Однако если учесть состояние дорожного покрытия, которое меньше чем за год после строительства стало, мягко говоря, неудовлетворительным и потом переделывалось, то до мировых стандартов еще далеко.

Сергей Перегудов говорит, что при проведении экспертизы строительно-монтажных работ в проектную документацию было внесено множество изменений.

– Когда этот объект очень активно и быстро, даже демонстративно, начали строить – это противоречило логике технологического процесса. Как ниукладывай скальную породу, как ни отсыпай грунтом, но ему нужно усесть либо его нужно трамбовать, как положено. Качество работ могло быть иным, если бы у некоторых наших строителей кроме лопат были бы еще и головы на плечах, – считает Перегудов.

Получается довольно неприглядная картина. Головы на плечах необходимо иметь не только строителям, но и всем остальным участникам процесса дорожного строительства в Красноярском крае…

Глас народа

«ВК» опросил водителей Красноярска: как по пятибалльной шкале они оценивают появившиеся в прошлом году дороги?

Никита, водитель:

– Если оценить все дороги Красноярска, то троечку я бы поставил. Совсем уж снижать оценку не хочется – мы же передвигаемся в пространстве. Новым дорогам на Ленина, Авиаторов – четверку. Хотя в большинстве случаев новинки через полгода становятся похожи на ветеранов. Да вы на мой бампер посмотрите – он весь в маленьких трещинах. И это притом, что я не езжу по бездорожью. Это центральные улицы.

Ренат, водитель:

– Да не выдерживаются никакие гарантийные сроки на наших дорогах. Полгода – максимум. Потом начинаются трещины, колдобины, асфальт проседает. Думаю, наши строители просто в большинстве случаев не соблюдают технологию. Ну посмотрите на Игарскую. Оценка – неуд.

Александр, водитель:

– Тройка – новым дорогам. Ну, может, в некоторых случаях четверка с минусом. Старые… О них я вообще молчу. Тот ремонт, который сейчас проводится на дорогах, – это просто латание дыр. Даже если это не ямочный ремонт.

Ян, водитель:

– Что говорить про дороги? Нужно по ним ездить. Моя оценка – двойка. Проехаться по свежему асфальту улицы Ленина, конечно, приятно, но через полгода от былой гладкости ничего не остается.

Материалы подготовили Марк Захаров и Дмитрий Иванов, «Вечерний Красноярск»

Рекомендуем почитать