Очевидно, что большая часть проблем обманутых дольщиков решается на уровне власти. Однако инвесторы порою не могут разобраться и в своих взаимоотношениях. Вдобавок к процессу подключаются банки, кредитуя квартиры, уже сданные ими же самими в ипотеку.
Без претендентов
Занимательный случай произошел с дольщиками компании «Стройсервисинвест» в том же Советском районе. Некоторые граждане оказались в довольно странной ситуации. Дело в том, что их квартиры были куплены по ипотечному кредиту, взятому в Сбербанке. Однако эта же самая собственность была внесена строителями в качестве залога. Причем в этот же банк.
По словам представителя «Стройсервисинвеста» Юрия Нестерова, вся проблема заключается в несоответствии цифр. Строители называют одну сумму долгов, банкиры — совершенно другую. На прошедшем совещании дольщиков консенсуса так и не было найдено. По словам директора юридического управления Восточно-Сибирского банка Сбербанка России Натальи Лихторович, никто не претендует на жилые площади инвесторов и не собирается использовать их в борьбе между банком и строителями.
Однако представители Сбербанка так и не смогли ответить на вопрос: каким образом квартиры, купленные по ипотечному кредиту, могли оказаться одновременно в залоге, предоставленном совершенно другим лицом?
И все же конфликт интересов в этом случае, по крайней мере, понятен: банк хочет получить свое в годы кризиса, строители не хотят платить, инвесторы хотят просто жить в своих квартирах.
Три лагеря на всех
Не менее интересная история произошла со строительной компанией «Вектор-плюс». Здесь в роли обиженных оказались не только дольщики, но и сами строители.
Компания «Вектор-плюс» несколько лет подряд достраивала так называемые проблемные дома в микрорайоне Северный. Они доставались ей от различных фирм, которые по тем или иным причинам не могли их достроить.
В наследство также оставались и обманутые дольщики. Однако на одном из таких домов фирма и споткнулась.
Из истории вопроса: в 2002 году компания «Красноярскстройкомцентр» не смогла завершить строительство одного из домов в Северном.
- Возникла реальная опасность, что дольщики могут остаться без своего имущества, — говорит Игорь Литвяков, директор компании «Вектор-плюс», взявшейся за достройку дома.
В качестве лица, представляющего дольщиков, выступила Оксана Ментовская, которая на тот момент не являлась даже инвестором этого дома, что само по себе достаточно странно. Она решила основать товарищество собственников жилья под названием «Ледокол» (подробнее об этом в «ВК» № 34, 2008 г.). По словам Литвякова, у него до сих пор вызывает сомнение, являлись ли инвесторами другие члены правления этого злополучного «Ледокола».
Сама Ментовская утверждает, что у нее есть списки всех жильцов дома. Однако существует и другая группа инвесторов, которая выступила на недавнем совещании обманутых дольщиков. По их словам, в доме так и не произошло заселение, а часть членов правления ТСЖ изначально не являлись участниками долевого строительства. Спрашивается, кто же тогда живет в квартирах? Сторонники Ментовской и «Ледокола» говорят, что они самые настоящие дольщики и им положено жить в этом доме. Однако противоборствующая группа утверждает, что именно они изначально спонсировали строительство и до сих пор не могут справить новоселье.
Кто прав и кто виноват в этой ситуации — непонятно.
При этом достаточно занятной выглядит логика председателя ТСЖ Ментовской. Она утверждает, что за все время работы ни копейки не взяла с дольщиков. Пообещала даже, что никакие траты и в дальнейшем им не грозят. Однако тут же призналась в том, что для введения дома в эксплуатацию необходимо оплатить экспертизу БТИ — несколько десятков тысяч рублей.
Выходит жильцам таки придется платить еще раз? В ответ на этот вопрос Ментовская предпочла скромно промолчать.
Вместе с тем Литвяков указывает на ряд несуразностей, которые изначально были видны в этом деле и должны были быть известны в мэрии.
- После того как стройплощадка, брошенная строителями, оказалась у нас, на ней находилось лишь свайное поле. Мы построили дом, — говорит Литвяков.
При этом он подчеркивает, что при оформлении документов на этот участок ни у «Ледокола», ни у прежних застройщиков не были запрошены документы о списках инвесторов. Хотя Литвяков и не отрицает, что они могли быть просто-напросто не обнародованы. Получить эту информацию в мэрии нам так и не удалось.
Очевидно, что при таком подходе определить, кто вносил первые взносы в строительство дома, просто так не удастся.
Однако думается, что таких списков в принципе нет в природе, иначе не стали бы краевые власти требовать от городских полного реестра дольщиков по всему Красноярску.
Вся эта история так бы и осталась разборками между дольщиками, если бы не одно «но». В 2007 году «Вектор плюс» обманули сами дольщики.
В середине года компания, как и договаривались с «Ледоколом», сдала монолитную коробку. Однако «Ледокол» выдвинул дополнительные требования — сдать все под ключ, хотя изначально в договоре этого пункта не существовало.
После того как компания выполнила обязательства, в «Векторе» не видели ни денег, ни своих нежилых помещений, которые «Ледокол» обещал им уступить по договору. Литвяков подозревает, что Ментовская к тому же перепродавала квартиры, не признавала права первоначальных инвесторов и т. д.
Все это сама Ментовская отрицает и говорит, что действует в соответствии с законом. Однако же оговаривается, что проверка по поводу проблемного дома ведется правоохранительными органами.
В общем, ситуация тянется уже несколько лет. И уверения чиновников мэрии Красноярска в том, что кризис долевого строительства начался совсем недавно, выглядят как-то неубедительно. Так же непонятно и то, какие шаги будут предприняты для стабилизации ситуации. Очевидно, что одним составлением списков тут не обойтись. Пока же чиновники мэрии предпочитают ходить на собрания, слушать дольщиков и спрашивать, чем им помочь. С другой стороны, в самом стане обманутых инвесторов тоже нет взаимопонимания. Возможно, решение проблемы сведется к уже типовому сценарию — выбору другого подрядчика? Но строить уже нечего. Теперь приходится определять, кто обманутый, а кто обманщик.
Такова судьба
Видимо, «Вектору» просто не везет на заказчиков. Дело в том, что случай с обманувшими дольщиками – не первый в истории компании. Деньгами их не баловала и городская администрация.
Как сообщил Игорь Литвяков, в 2005 году его строительная компания взяла на себя подряд на строительство шести «проблемных» домов в Северном. Заказчиком выступило муниципальное управление капитального строительства. Все шло своим чередом. Строители взялись за работу, дольщики ждали новоселья. В декабре 2007 года несколько домов были одобрены приемочной комиссией. Но история на этом только началась. Оказалось, что управление задолжало компании около 60 млн рублей.
Пока дело разбирается в арбитражном суде. Но, даже если будет принято решение в пользу «Вектора плюс», строители не надеются получить свои кровные.
По словам Литвякова, в управлении им прямо заявили: денег в бюджете на эти цели не заложено. Сложно себе представить, как судебные приставы будут арестовывать муниципальное имущество.
Складывается впечатление, что в долевом строительстве каждая сторона пытается каким-то образом получить свою прибыль. И неважно, какими путями.
Впрочем, если проблемы дольщиков будут решаться таким образом, то в скором времени в Красноярске может не остаться компаний, которые пожелают помогать городу в достройке проблемных домов.
Марк Захаров, "Вечерний Красноярск"